Бухгалтерия беларусско-российских отношений: логика Кремля

Главное
Фото: Crissy Jarvis, unsplash.com

Посол России в Беларуси Михаил Бабич в декабрьской публикации ТАСС оценил уровень ежегодной поддержки Беларуси со стороны России в 4-4.5 млрд долл. А в мартовской публикации РИА Новости — уже в 5-6 млрд долл.

Откуда эти цифры, и на каких соглашениях они базируются? Нужно полагать, калькуляция Бабича / Кремля следующая:

1. Беспошлинные поставки российской нефти.

В 2018 году Россия поставила беларусским нефтеперерабатывающим заводам 18 млн тонн нефти. Среднегодовая пошлина за экспорт сырой нефти в прошлом году составила 128 долл за тонну. Итого, 18 млн * 128 = 2,2 млрд долл.

Соглашение и цена торга: беспошлинные поставки нефти обеспечило соглашение 9 декабря 2010 года. За день до этого Лукашенко подписал коллекцию указов по одобрению проектов документов по Евразийскому экономическому пространству (ЕЭП). 21-22 декабря их одобрили парламентарии, и к 29 декабря 2010 года все 17 соглашений по ЕЭП вступили в силу. Фактически, за это нефтяное соглашение Лукашенко продал участие Беларуси во втором этапе евразийской интеграции (ЕЭП). Именно в свете этих событий стоит рассматривать жесткий разгон демонстрации протеста против фальсификаций президентских выборов 19 декабря 2010 года и последовавшее замораживание отношений с Западом.

«Даже если б мне пришлось сдаться, как они говорят, за 4 млрд в год. Я готов… 4 млрд – это деньги для нашего государства и для нашего народа», – заявил тогда по поводу соглашения Лукашенко.

2. Доходы от схемы «перетаможки» 6 млн тонн нефти.

Первоначально заложенная сумма по межбюджетному трансферу на 2018 год составляла около 585 млн долл. Однако в связи с тем что цена нефти в 2018 оказалась выше предполагаемой, Россия в конце года произвела доплаты Беларуси. Суммарно выгоды для Беларуси от этой схемы составили в 2018 году около 850 млн долл.

Эти доходы перечисляются в бюджет Беларуси в виде безвозмездных поступлений от России, то есть де-факто прямых субсидий. При этом документальная часть межправительственного соглашения, регулирующая схему «перетаможки», не является публичной.

В бюджете Беларуси на 2019 год графа «Безвозмездные поступления от иностранных государств» составляет 1,7 млрд рублей, большая часть из них (около 1,2 млрд рублей, то есть около 500 млн долл) приходится именно на прогнозирумые выгоды от схемы «перетаможки». Это 5% от доходной части бюджета-2019 (23.7 млрд рублей). Примерно такую сумму составят расходы на национальную оборону в 2019 году.

Соглашение и цена торга: схема «перетаможки» регулируется соглашением 13 апреля 2017 года. Через неё Лукашенко и Путин разрешили газовый конфликт 2016-2017 годов, когда Беларусь задолжала России большую сумму за газ, уплачивая с начала 2016 года по меньшим тарифам, чем было предусмотрено контрактом — 107 долл за 1000 кубометров вместо 132 долл.

3. Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть и нефтепродукты.

Согласно данным беларусского Минфина, из сумма в 2018 году составила 2,044 млрд рублей, или около 970 млн долл.

Соглашение и цена торга: сохранение вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, произведенные из российской нефти, было обеспечено соглашениями 2014 года. Первое соглашение было подписано в мае 2014 вместе с Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Оно установило, что при экспорте нефтепродуктов за пределы ЕАЭС в бюджет Беларуси будет поступать до 1,5 млрд долл пошлин, остальная сумма — в бюджет России.

Второй протокол, подписанный в октябре 2014 года вскоре после ратификации белорусским парламентом Договора о ЕАЭС, определил, что в 2015 году пошлины от экспорта нефтепродуктов будут зачислены в бюджет Беларуси в полном объеме. В связи с падением мировых цен на нефть сумма оставляемых Беларуси экспортных пошлин из года в год составляла меньше 1,5 млрд долл. Фактически эти выгоды были выторгованы Лукашенко в обмен за вступление Беларуси в третью фазу евразийской интеграции — ЕАЭС.

4. Реэкспорт российских нефтепродуктов.

Скрытая форма поддержки Россией внутреннего рынка Беларуси, существовавшая до ноября 2018 года. В 2017-2018 годах Беларусь закупала более дешевые российские нефтепродукты, а свои вывозила на экспорт, зачисляя экспортные пошлины в свой бюджет. Чтобы предотвратить недополучение экспортных пошлин российским бюджетом, Россия настояла на прекращении этой схемы с ноября 2018 года. Выпавшая из российского бюджета сумма оценочно составила 200 млн долл.

Соглашение и цена торга: схема была закрыта с помощью двустороннего протокола, подписанного 10 октября 2018 года. Он запрещает поставки в Беларусь ряда нефтепродуктов (автомобильный бензин, дизельное топливо, мазут, сжиженный углеводородный газ и др.) свыше необходимых местной промышленности объемов. В итоге в 2019 году объем импортируемых Беларусью нефтепродуктов из России вряд ли превысит 200 тыс. тонн вместо 2,7 млн тонн в 2018 году. Подписание протокола было увязано с получением Минском подвисшего с конца 2017 года транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Через два дня после подписания соглашения кредит ЕФСР в размере 200 млн долл был получен Беларусью.

Итоги нефтяной калькуляции Кремля по 2018 году

Итого, калькуляция Бабича / Кремля по 2018 году следующая: 2.2 млрд + 850 млн + 970 млн + 200 млн = 4,22 млрд долл.

По логике Кремля, нефтяные договоренности и схемы в прошлом году обеспечили Беларуси поддержку в размере около 4,2 млрд долл. Это соответствует сумме, названной Бабичем в публикации ТАСС в декабре 2018 года (4 — 4,5 млрд).

Причем беспошлинные поставки нефти и зачисление вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты (пункты 1 и 3) регулируются межправительственными соглашениями и с правовой точки зрения субсидированием не являются.

Они были обеспечены Кремлём Беларуси взамен на решения Лукашенко в своих политических интересах (финансовая поддержка без проведения экономических реформ) вовлекать страну во все более глубокую интеграцию с Россией.

Реэкспорт российских нефтепродуктов (пункт 4) до подписания протокола в конце 2018 года осуществлялся легально.

Со схемой «перетаможки» (пункт 2) ситуация иная: доходы от нее идут в бюджет Беларуси именно как безвозмездные поступления от иностранных государств, то есть де-юре являются прямыми субсидиями. Схема «перетаможки» не была увязана с углублением евразийской интеграции напрямую, но была использована для разрешения газового спора 2016-2017 годов. Продление этой схемы на 2020-ый год сомнительно, но выгодная для Беларуси ее модификация теоретически возможна в случае кардинального разрешения странами конфликтной ситуации, что пока маловероятно.

Откуда сумма в 5-6 млрд из последнего «интервью» Бабича

Видимо, в своей калькуляции вдобавок к нефтяным расчетам Бабич / Кремль также учитывает различные схемы реэкспорта (западной и украинской продукции в Россию, и наоборот) и полагает, что в цене на газ для Беларуси также заложена некоторая политическая скидка.

Условно говоря, в случае стоимости 1000 кубометров газа в размере 165 долл вместо 132 долл, покупка более 20 млн кубометров газа в 2018 году обошлась бы примерно на 660 млн долл больше. Впрочем, Минск настаивает, что и существующая цена завышена и должна составлять не более 107 долларов, а то и меньше.

***

О бухгалтерии беларусско-российских отношений в логике Минске — в следующем материале.

***

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика #RFRM на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: