Бизнес-союзы выступают за пересмотр системы регулирования цен. Свои предложения их представители высказали на пресс-конференции в Национальном пресс-центре, посвященной проведению беларусской недели предпринимательства, отвечая на вопросы журналистов.
Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктор Маргелов предложил сократить сферу регулирования цен для малого и среднего бизнеса. Глава Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец считает, что можно было бы сократить перечень товаров, цены на которые регулируются.
Напомним, Совет по развитию предпринимательства анонсировал на 31 октября заседание с участием представителей правительства и МАРТ, посвященное обновлению системы регулирования цен.
За пересмотр системы регулирования цен выступает и директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского Жанна Тарасевич.
«Мы считаем, что нужно его действительно реформировать. На сегодняшний день, полагаем, уже сформирована даже на базе тех же самых розничных сетей достаточно большая база данных с учетом цифровизации различных процессов, и можно действительно отследить, какие товары больше всего влияют на тот же уровень инфляции.
Их проанализировать и определить практически перечень социально значимых товаров, а все остальное, скорее всего, даже если регулировать, ну если мы говорим о государственном регулировании, предельным уровнем рентабельности, который может быть исходя из обсуждений по отдельным видам товаров», — сказала она.
Тарасевич также напомнила, что государство всегда имеет право на 90 дней в случае сезонного роста или резких скачков «останавливать практически рост, нажимать кнопку «стоп» для цены». По ее словам, БСПН будет поднимать и вопросы регулирования тарифов на медицинские услуги. Она отметила, что за последнее время были приняты несколько изменений в этой сфере.
«Мы будем предлагать другую конфигурацию в ценообразовании, чтобы определить, что не все услуги, мы считаем, должны регулироваться государством, или регулироваться по-разному. У нас есть семь способов регулирования цен», — добавила она.
По мнению Тарасевич, можно установить фиксированные цены на определенные комплексы услуг, а тарифы на услуги в сфере эстетической медицины не регулировать, или регулировать путем установки предельной рентабельности.
Виктор Маргелов отметил, что наиболее серьезное влияние постановление №713 оказывает на малый и средний бизнес.
«Многие нормативные акты несут разные последствия для крупных и для малых, и средних. К сожалению, мы не видим сегодня, чтобы через призму малых и средних отдельно смотрели последствия этого. И 713-е постановление на сегодняшний день действительно несет, скажем, потери, прежде всего, для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Особенно сейчас обостряются проблемы в связи с пятым этим приложением, которое на днях вышло с борщевым набором. Ну, надо смотреть, что делать. Просто нету. Нету этой картошки, нету, как говорится, этих огурцов. Не отпускают в связи с этими проблемами. Так как у крупных рентабельность все-таки повышенная. Как говорится, пока толстый сохнет, худой сдохнет. И они легче решают этот вопрос», — рассказал он.
Напомним, в пятой редакции постановление №713 были помесячно установлены предельные максимальные отпускные и розничные цены на борщевой набор, яблоки и огурцы до мая 2025 года.
«Поэтому мы будем говорить, и мы готовим итоговый документ, какое-то обращение, возможно, к государственным органом, чтобы эту проблему облегчить. Основных предложений два.
Первое предложение — это то, что малый и средний бизнес нужно, мы считаем, освободить от значительного списка товаров и услуг, которые подлежат государственному регулированию по одной простой причине, что сегодня порядка более 70%, а то и 80% товарооборота, как минимум продуктов питания, делается крупными сетями. И, соответственно, малый и средний бизнес является ведомым, он не формирует цену, он идет за ценой. Все эти проблемы с ценообразованием только дополнительные риски ему приносят.
И второе предложение: какое-то странное у нас государственное регулирование. Для торговли оно есть, и крайне жесткое, а для сопутствующих услуг его нет от слова совсем. Речь идет об эквайринге, там, где на сегодняшний день банковский сектор зарабатывает прибыли столько же, сколько вся торговля, которая подлежит эквайрингу.
Понимаете? Потому что ценообразование их не регулируется, уменьшив, ограничив государственное регулирование, сделав 1% на услуги эквайринга, можно значительно повысить, как говорится, рентабельность торговли, которая подлежит государственному регулированию. И это бы сегодня было крайне своевременно», — сказал Маргелов.
Александр Швец признал, что постановление №713 позволило сдержать инфляцию, однако, по его мнению, регулирование цен должно носить временный характер. Текущая система, наряду с позитивными макроэкономическими эффектами, также выявила ряд перекосов. Швец обратил внимание на наличие системы анализа цен импорта у ГТК, а также большой объем статистики по внутреннему ценообразованию.
«Приведу такой пример. Надбавка, торговая надбавка на автомобили она была обозначена в постановлении, но практически никогда по этой группе товаров мы не подходили к потолку. И получается, если по этой группе приводить пример, может, она точно излишне регулируется. Значит, по целому ряду групп товаров либо товаров, исходя из статистических данных, мы можем совершенно безболезненно их убрать и отменить администрирование.
Бизнесу станет легче, исходя из того, что все равно влияние на инфляцию не оказывает. И, кстати, в части тех же автомобилей, я думаю, все граждане наблюдают, что есть определенная тенденция снижения цен на автомобили в нашей стране», — сказал он.
Он также высказался за то, что цены на группу социально значимых товаров, возможно, следует регулировать и далее.
«В дальнейшем есть те или иные группы товаров, которые в большей степени все-таки должны отслеживаться всеми (бизнес-сообществом и государством), и, скажем так, несущественные группы товаров, которых динамика показала несущественные колебания. Значит, мы предлагаем их разделить на какие-то блоки и также выводить из регулирования, но продолжать статистическое наблюдение», — продолжил Швец.
«У нашего государства есть целый набор инструментария, который позволит в онлайне контролировать и вносить изменения. Но это снимет очень большой блок избыточного администрирования в ценовом регулировании. Я думаю, время настало. Видимость у правительства хорошая статистическая. Это позволяет нам предлагать те или иные решения по снижению административной нагрузки в регулировании цен», — добавил он.