После начала войны тут и там периодически вспыхивают дискуссии о коллективной ответственности беларусов. Мнения расходятся – кто-то говорит о всеобщей вине, кто-то предлагает разделять режим и граждан страны. Виноваты, дескать, только те, кто развязал и ведет эту бойню. А те, кто выступал и выступает против диктатуры, становление которой, в итоге, и привело к войне, моральной ответственности за нее не несут. Что же, наверное, это справедливо. А как быть с теми беларусами, которые помогают войне косвенно, просто выполняя свою повседневную работу? Не пора ли каждому из нас задуматься не о коллективной, а об индивидуальной вине?
Вчера в Беларусь на переговоры с Александром Лукашенко приезжал министр обороны России Сергей Шойгу. Как сообщалось, обсуждалась реализация договоренностей, достигнутых в ходе последнего визита беларусского правителя в Москву. В официальных источниках конкретики немного, но о сути достигнутых договоренностей нетрудно догадаться. Собственно, совместные интересы никто и не скрывал. Это обучение мобилизованных солдат российской армии на беларусских полигонах. Это размещение в нашей стране ядерного оружия, и, как следствие, вероятное создание российской военной базы. Но не только. Российского министра наверняка интересовали объемы экономической и технической помощи, которую режим оказывает России для ведения войны.
Что это за помощь? О ней тоже говорится открыто. Это, например, беларусская микроэлектроника, достижениями которой так гордится Лукашенко. «И ракеты летают, и боевая техника передвигается и у нас, и у вас» – убеждал он Владимира Путина в Москве.
И ведь всем прекрасно известно, по каким целям бьют российские ракеты, где передвигается та военная техника. Вот и вчера, в день приезда Шойгу в Минск, российская ракета опять уничтожила жилой дом в Запорожье. Среди погибших одиннадцатилетняя девочка. 22 марта ракета тоже попала в жилую многоэтажку. Беда не только в Запорожье – фактически каждый день приносит новости об обстрелах украинских городов и поселков. Гибнут мирные люди. Знают об этом работники «Интеграла» или «Пеленга»? Наверняка, ведь оставаться в неведении в наше время трудно. И что? Да ничего. Продолжают паять микросхемы, программировать станки. И выпускать продукцию, которой оснащается российское оружие. Вот это какая ответственность? Коллективная или индивидуальная?
Конечно, об этом удобно не задумываться. Убеждать себя, что вот эта конкретная, только что сделанная тобой микросхема будет использована исключительно в мирных целях. А если нет? Ведь Россия так нуждается в боеприпасах для уничтожения украинских городов. Вот и выходит: выпустил микросхему – взорвал жилой дом.
Да, рабочие МЗКТ горячо встретили Александра Лукашенко в августе 2020 года. Угрожали остановить производство и выдвигали политические требования. Только это не мешает им сегодня выпускать шасси для российских ракет. Которые затем разрушают жилые дома. Список таких беларусских предприятий можно продолжить. Их, работающих на российскую войну, сегодня в стране немало.
Режим и его пропаганда стремятся убедить нас, что санкции – это возможности. Переориентация товарных потоков, новые рынки сбыта – в такие красивые обертки заворачивается теперь поддержка российской агрессии. Развязанная Россией война – вот в чем заключается это «окно возможностей». Успеть по максимуму заработать на поставках любых товаров, необходимых Кремлю для продолжения военных действий.
По словам посла Беларуси в России Дмитрия Крутого, экспорт продукции наших предприятий в РФ только с начала этого года вырос на 1,2 миллиарда долларов. «По большому счету, мы уже выполнили практически годовое задание прироста, которое нам доводится правительством», – отметил посол.
Нетрудно догадаться, что львиная доля от этой суммы – поставки продукции ВПК и товаров двойного назначения. Ассортимента, в котором нуждается российская армия. Тут и микроэлектроника, и тягачи, и прочая техника. И топливо, и форма для российских солдат, и продукты питания. Правда заключается в том, что режим ведет на войне кровавый бизнес. И вовлек в него немалую часть граждан нашей страны. Они просто ходят на работу. И тем самым содействуют военным преступлениям, ведь сделанная их руками продукция убивает украинцев. Или способствует этим убийствам.
Не бывает коллективной ответственности. Коллективная – значит, ничья. Виноваты вроде как все понемногу, да только никто в отдельности. Уместнее говорить об ответственности индивидуальной. И о том, кто и что сделал для того, чтобы противостоять этой войне. В условиях тоталитаризма и ничегонеделание – уже достижение. У людей, мало-мальски понимающих нынешнюю ситуацию в Беларуси, язык не повернется упрекнуть кого-либо в отсутствии акций протеста, забастовок или антивоенных пикетов. Но не работать на режим, не сотрудничать с ним, не участвовать в его кровавом бизнесе – такая опция беларусам еще доступна. В конце концов, в стране есть немало предприятий, выпускающих абсолютно мирную продукцию. И специалисты требуются везде. Может, платят там поменьше. Зато совесть останется чистой.
Да, решение может быть непростым. Возможно, оно повлечет за собой трудности и неудобства – снижение зарплаты или лишение общежития. Но война изменила многое. Стоит помнить и о том, что совсем рядом, в соседней стране, каждый день гибнут люди.
И каждый сам для себя решает – может ли он продолжать делать то, что делал прежде, в мирное время. Каждому из нас предстоит жить дальше не с коллективной, которая все спишет, а со своей собственной, личной ответственностью.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.