Беларусская экономика показала признаки восстановления в феврале — BEROC

Беларусская экономика показала признаки восстановления в феврале. Прирост ВВП в минувшем месяце в сравнении с январем этого года составил 0,7%. По итогам первого квартала валовой внутренний продукт все еще будет демонстрировать снижение. Восстановление сдерживает спад в IT-секторе и транспортной отрасли. Об этом говорится в экспресс-анализе, подготовленном экономистами BEROC.

«ВВП Беларуси за два месяца 2023 г. сократился на 3,6% г/г. Отдельно в феврале снижение показателя оценивается в ≈1,9% г/г после уменьшения на ≈5,0% г/г в январе. По сравнению с январем объем ВВП (с устранением сезонности) значимо увеличился (на ≈0,7%). Это указывает на формирование восстановительной динамики выпуска, хотя риски в отношении ее прочности и устойчивости остаются актуальными», — говорится в обзоре.

Экономисты BEROC отмечают увеличение выпуска в обрабатывающей промышленности, спад оптовой торговли. По их мнению, вероятно беларусским предприятиям удалось наладить устойчивый импорт комплектующих для производства автотехники, а также сохранить цепочки экспорта нефтепродуктов. Авторы анализа также не исключают увеличения выпуска калийных удобрений на фоне слухов о возможном смягчении санкций.

«Сдерживающее воздействие на ВВП в феврале продолжило оказывать уменьшение выпуска IT-сектора, а также спад в транспортной отрасли. По итогам всего I квартала 2023 г. снижение ВВП составит ≈2–3% г/г», считают экономисты BEROC.

По их оценке, обрабатывающая промышленность внесла положительных вклад в динамику ВВП в размере 0,15 п. п. В январе он был отрицательным и составлял минус 0,9 п. п.

«По расчетам, в плюс вышел выпуск обрабатывающих отраслей в Минской области после двузначного падения с марта 2022 г. и ускорился годовой рост производства в Гомельской области. В последнем случае может иметь место эффект от наращивания переработки нефти в условиях налаживания экспортных поставок и существенных выгод от расширившегося дисконта Urals к Brent«, — говорится в обзоре.

Также имел место эффект низкой базы. В 2022 году спад в калийной отрасли начался в феврале после прекращения транзита удобрений через Литву. Сейчас некоторые маршруты поставок налажены, что отражается на объеме производства, но он остается все еще на десятки процентов ниже, чем при полной загрузке мощностей.

Авторы анализа обращают внимание на рост складских запасов. По данным Белстата, на 1 марта они достигли 9,05 млрд рублей.

«Складские запасы в феврале продолжили расти – их объем к выпуску (с устранением сезонности) достиг показателей, последний раз наблюдавшихся в острою фазу пандемии в 2020 года. Следовательно, восстановление промышленного производства частично сопровождается работой на склад, что будет иметь негативные финансовые последствия, если санкционные ограничения будут долгосрочными. В ближайшие месяцы годовые темпы роста в обрабатывающей промышленности ускорятся, так как из расчета выйдет шоковый провал марта-апреля 2022 г. В то же время устойчивость восстановительной динамики не очевидна на фоне роста складских запасов, денежно-кредитного стимулирования, ценового регулирования и вопросов к стабильности рынков сбыта, в том числе из-за применения вторичных санкций», — говорится в анализе.

На рост ВВП также оказывал положительное влияние рост чистых налогов. Речь может идти о повышении ставок акцизов на алкоголь и табак, а также увеличение импорта.

Падение в транспортной отрасли продолжилось.

«Добавленная стоимость сектора упала на ≈17% г/г в феврале после снижения на 19,6% г/г в январе. Падение связано с глубоким спадом грузооборота (-34,2% г/г). В условиях роста г/г в обрабатывающей промышленности падение грузооборота может объясняться изменениями в структуре промышленности (увеличение доли машиностроения при снижении деревообработки, выпуска строительных грузов и химпрома), выросшей долей выпуска, идущей на склад, а также сокращением транзитных перевозок», — отметил авторы анализа.

В отличие от транспортной отрасли, падение в IT-секторе усугубляется.

«Добавленная стоимость в секторе информации и связи упала на ≈14,8% г/г в феврале после снижения на 13,2% г/г в январе. В результате отрасль внесла отрицательный вклад в изменение ВВП в размере ≈1,1 п.п. – худший показатель с начала текущего кризиса. Значительные темпы падения выпуска в IT сохранятся, как минимум, до III квартала 2023 года», — считают экономисты BEROC.

Рост инвестиций в феврале притормозил. Они остаются ниже довоенных уровней. В ближайшее время поддержку инвестиционной активности можно ожидать со стороны мягкой денежно-кредитной политики и, возможно, квазифискальных операций.

Розничный товарооборот в феврале немного вырос, однако его прирост замедлился.

«Повышения зарплат с октября 2022 г. в условиях сокращения занятости пока недостаточно для разгона потребительского спроса, уровень которого заметно отстает от довоенного», — отмечается в публикации.

Ее авторы считают, что в ближайшие месяцы рост цен продолжится темпами, вероятно, около 0,5–0,7% в месяц с устранением сезонности. При этом годовая инфляция будет снижаться. В марте она может упасть до 6-7%, а в апреле — даже до 5%. Это будет обусловлено тем, что в прошлом году серьезный скачок цен пришелся как раз на март-апрель. Цены этого года будут сравниваться с уже значительно выросшими после начала российского вторжения ценами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!