Арест кандидата: «Хорошая» диктатура против «плохой»

В Румынии задержали и доставили на допрос экс-кандидата в президенты, ультраправого и пророссийского политика Кэлина Джорджеску. Волей-неволей приходится задуматься о словах вице-президента США Вэнса, который засомневался в европейской демократии.

Превентивный арест

Мог, например, глава правительства Беларуси Вячеслав Кебич в 1994 году арестовать популярного политика Александра Лукашенко, который изъявил желание бороться за президентский пост? Особенно, если представлял себе характер конкурента и предвидел возможные последствия его избрания? Конечно, мог. И вряд ли кто-то или что-то в стране на тот момент помешало бы Кебичу реализовать подобный план. Вся история нашей страны могла сложиться по-другому. Может, гораздо лучше.

Способны ли спецслужбы Германии инициировать дела против неугодных устоявшейся политической элите страны лидеров АдГ Алис Вайдель, или возглавляющей одноименный Союз Сары Вагенкнехт, которая, кстати, не скрывает своего расположения к России? Захотели — накопали бы чего, что можно инкриминировать. И стоящие перед Германией вызовы были бы решены просто и эффективно.

Можно до бесконечности перечислять страны, в которых несистемные политические деятели портят кровь элитам и вносят сумятицу в ставшие привычными за много лет расклады сил во власти. Их, конечно, проще арестовать. И получить в итоге «хорошую» диктатуру, которая, безусловно, лучше «плохой».

Подозреваемый Джорджеску

Первый тур президентских выборов в Румынии прошел 24 ноября. По результатам голосования во второй тур вышли бывший член ультраправой партии «Альянс за объединение румын», критик ЕС и НАТО Кэлин Джорджеску и Елена Ласкони от партии «Союз спасения Румынии». Второй тур должен был состояться 8 декабря. Однако Конституционный суд страны принял решение аннулировать итоги первого тура и возобновить весь избирательный процесс с нуля.

Причиной стало подозрение во вмешательстве в ход выборов «как государственных, так и негосударственные органов». По данным румынских спецслужб, в социальных сетях накануне первого тура проводилась скоординированная кампания, организованная, скорее всего, иностранным государством.  В частности, за две недели до выборов была активирована созданная ранее, но практически бездействующая с 2016 года скрытая сеть, работавшая в основном в TikTok. Во влиянии на итоги голосования подозревали Россию, у которой, безусловно, могут быть свои интересы в государстве – члене НАТО, к тому же граничащем с Украиной и оказывающем поддержку Киеву.

Повторные президентские выборы были назначены на 4 мая 2025 года. Но сегодня стало известно, что Кэлин Джорджеску, намеревавшийся вновь выдвинуть свою кандидатуру, задержан и доставлен на допрос в Генеральную прокуратуру. По сообщению полиции, в нескольких уездах Румынии прошли десятки обысков в рамках расследования дела о нарушении конституционного порядка, публичного подстрекательства, создания организации фашистского характера и предоставления ложной информации об источниках финансирования избирательной кампании. Дело расследуется в отношении 27 человек и четырех юрлиц, в том числе ближайших соратников Джорджеску.

Вопрос — почему Джорджеску, если он действительно нарушил закон, задержан только сейчас, накануне новой кампании? Складывается впечатление, что таким образом власти Румынии намереваются воспрепятствовать выдвижению этого кандидата, или, по меньшей мере, постараться подпортить ему репутацию. Разве это демократично?

О Румынии в Мюнхене

О румынских событиях в своей речи на Мюнхенской конференции по безопасности упоминал вице-президент США Джеймс Дэвид Вэнс. Он выражал озабоченность таким отношением к демократическим процессам.

«Я был поражён, когда бывший еврокомиссар, выступая по телевидению, восторгался, как румынское правительство аннулировало целые выборы», — заявил вице-президент.

По мнению Вэнса, сегодня ситуация с демократией «настолько плохая, что Румыния отменяет результаты президентских выборов, подозревая в подтасовке зарубежную разведку и давление со стороны соседей. Насколько я понимаю, они обвиняют Россию в информационном влиянии на выборы».

«Посмотрим на проблему с другой стороны. Вы можете верить, что Россия оплатила антирекламу в социальных сетях и это повлияло на результаты выборов. Хорошо, мы верим в это. Можете даже осуждать такое поведение на международном уровне. Но если несколько сотен тысяч долларов, отданных русскими за рекламу в Интернете, способны пошатнуть устои демократии в целой стране, так ли крепка эта ваша демократия?» — задавался вопросом политик.

И тут мы действительно вступаем на тонкий и скользкий лед.

Народ, такой народ

Такими темпами можно очень быстро превратиться в современную Беларусь, где именно таким образом на политических оппонентов заводятся уголовные дела. И вместо участия в выборах они оказываются в тюрьме. Да и демократия, которую можно расшатать с помощью TikTok, действительно вызывает вопросы.

Просвещать своих избирателей, доказывать и разъяснять им что-то, естественно, сложно. А они выбирают тех, кто нашел путь к их собственным чаяниям и представлениям о прекрасном. И если представления эти у народа и политиков не совпадают, то это проблема политиков. Многие из которых давно пустили этот процесс на самотек. Речь вовсе не о том, что надо подстраиваться под любые массовые «хотелки». А о том, что надо вести серьезный диалог. И не свысока, не только «под выборы», а планомерно. Корень проблем видится в том, что политики забежали в некое «светлое будущее» гораздо быстрее собственных избирателей. А у тех представление о «светлом» пока еще совершенно иное. Менять сложно. Проще арестовать условного Джорджеску.

Только репрессивные меры в политическом процессе на пользу не идут. Другое дело, что, выбрав популиста, демагога, или же просто неумелого правителя, любой народ должен иметь возможность в следующем политическом цикле сместить его и выбрать на освободившееся место другого. То есть у любого политика, пришедшего к власти, не должно быть возможности сломать систему, отменить выборы, или же превратить их в фикцию. Это, конечно, более сложная задача, чем арест оппонента. Но в том, что бывают «хорошие» диктатуры, я все-таки сильно сомневаюсь.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!