Аппаратные войны, или Над премьером сгущаются тучи

Сроки поджимают — до конца года режиму предстоит провести Всебеларусское народное собрание, на котором должна быть утверждена окончательная версия программы социально-экономического развития на 2026-2030 годы. На все про все остается буквально пара месяцев, а готовой программы нет. Более того — вокруг нее развернулись настоящие аппаратные баталии.

Зато вместо программы появилась рабочая группа во главе с председателем правления Нацбанка Романом Головченко, которая должна доработать проект подготовленной правительством программы. Распоряжение о создании такой группы Александр Лукашенко подписал в минувшую пятницу. Выглядит это более чем странно — главе Нацбанка поручено заниматься не свойственной его ведомству деятельностью и подменять собой правительство.

Традиционно программу социально-экономического развития на пятилетку готовит Совет министров, а затем ее утверждает Лукашенко. Если отдельные показатели выглядели не достаточно впечатляюще, как это было в 2020 году, политик требовал внести определенные коррективы. На сей раз все пошло совсем не по плану. И, судя по заявлениям Головченко, его команде предстоит кардинально переработать программу. Фактически — чуть ли не написать ее заново уже к 1 ноября.

Формально рабочая группа во главе с Головченко была создана после обращения зампреда ВНС Александра Косинца. По словам председателя Нацбанка, именно Косинец направил Лукашенко «концептуальные предложения» по поводу программы после обсуждения ее на заседании президиума Совмина. Как пояснил Головченко, претензии возникли, в частности, из-за «недостаточной напряженности отдельных индикаторов» и «недостаточности новых инновационных проектов развития страны».

Что это было? Стремление продемонстрировать активное участие представителей ВНС в подготовке программы? Или все причины появления «группы Головченко» кроются в чем-то другом?

Ведь претензии Лукашенко к Александру Турчину возникли не сегодня. Еще в сентябре политик поручил Головченко сформировать в Нацбанке еще одну специальную группу, задача которой — анализировать ситуацию в экономике и контролировать работу правительства. То есть Головченко был назначен «смотрящим» над Турчиным.

Похоже, наличие претензий у  Лукашенко к работе Турчина некие аппаратные группы решили использовать в собственных интересах. В свете этого обращение Косинца к Лукашенко можно рассматривать как еще один шаг по дискредитации правительства. Дескать, и с подготовкой программы социально-экономического развития на предстоящие пять лет оно не справилось. Теперь приходится более опытным товарищам премьера поправлять. А заодно и топить?

Описывая «недостатки» разработанной правительством программы, Головченко заявил, что ряд включенных в нее задач в программе имеет «декларативный характер». Мол, «фокус смещен на процедуры и шаги, а не на конечные достижения. И поэтому очень трудно оценить их выполнимость». То есть правительству прямо указано на малодушие и недостаточно ответственный подход.

Понять правительство можно. В условиях экономической турбулентности и очевидных дисбалансов в экономике вовсе не хочется вешать на себя слишком много. Брать обязательства, которые вряд ли удастся выполнить. Этот фактор и решила использовать для нападок та «башня госаппарата», представителям которой подходы Турчина и его правительства могут представляться чрезмерно либеральными. Премьер то справедливость ценообразования позволяет себе ставить под сомнение, то критикует «показатели в штуках», ведущие к росту складских запасов. То, пусть и мягко, но выступает за сокращение объемов господдержки.

Кто заинтересован в том, чтобы «подсидеть» премьера? Его подходы вполне могут не устраивать «генералов от промышленности». И не их одних — малейшая угроза либерализации, пусть всего лишь экономической, как кость в горле сторонникам репрессий и дальнейшего закручивания гаек. Не случаен тут и выход на авансцену Головченко как полной противоположности Турчину. Нынешний глава Нацбанка и сам выходец из среды силовиков, и убежденный сторонник «доведенных заданий в натуральных величинах». Это при нем в обиход вернулись задания по производству, которые ставились по 43 товарным группам.

У Лукашенко тоже, похоже, нет «конкретных и прорывных» экономических идей. Его подход к проблеме, по меткому выражению Сергея Чалого, довольно прост: «сделайте сами все за меня». В итоге каждый старается как может. «Башня» правительства стремится, по возможности, себя обезопасить. А альтернативная «башня» — использовать момент для того, чтобы это правительство подвинуть. Либо взять под контроль, либо просто утопить.

У истоков аппаратных баталий может находиться целый комплекс причин — начиная с опасений экономической либерализации представителями силового блока и им сочувствующих, заканчивая конкретным планом по дискредитации Турчина. Кто-то в аппарате мог и в самом деле решить, что на своем посту премьер сдает тест на преемника. Вот и было принято решение помочь главе правительства экзамен благополучно завалить. В таком случае наблюдаемая нынче возня вокруг программы социально-экономического развития на ближайшую пятилетку — вырвавшийся наружу протуберанец очередного противостояния между условными «голубями» и «ястребами» в окружении Лукашенко. Ну а появление «группы Головченко» дает представление о том, кто на данный момент одерживает верх в этом конфликте.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!