Андрей Стрижак: Почему «хорошие русские» должны представлять наши интересы?

Западные правительства и партнеры в своей политике зачастую объединяют беларусское и российское гражданские общества, которые подвергаются репрессиям со стороны своих режимов. На днях оппозиционный российский политик и бизнесмен Михаил Ходорковский в связи прекращением американской поддержки выступил с инициативой поддержать русскоязычные инициативы и СМИ, которые могут закрыться. Предложение поступило в том числе и беларусским структурам. В блогосфере началась дискуссия, стоит ли пользоваться такой поддержкой. Один из основателей Фонда солидарности BYSOL Андрей Стрижак высказал мнение, почему, на его взгляд, — это опасный путь.

Редакция Reform.news с разрешения автора размещает этот пост на нашем сайте в переводе на русский язык и предлагает вам высказаться в комментариях по поводу мыслей беларусского правозащитника:

Учитывая, что многие не до конца понимают, как работает международное финансирование и в чем опасность брать деньги на беларусское дело от российских демократических акторов, хочу раскрыть эту тему.

Средства, которыми распоряжаются российские акторы, это:

  1. такие же грантовые деньги, на которые независимые СМИ и НПО подают заявки в международные фонды и государственные институты;
  2. деньги российских частных бизнесов, которые переехали в свободный мир и зарабатываются легально;
  3. криминальные/ФСБшные/отмытые/проблемные деньги (нужное подчеркнуть).

Проблема в том, что первые две категории часто смешиваются с третьей, что подтверждают скандалы внутри российской демократической оппозиции. Однако я бы сосредоточился на первой категории.

Российские акторы обладают давними лоббистскими возможностями и продвигают свою, достаточно известную и понятную повестку: существует «плохая» и агрессивная путинская Россия, которая приносит бедствия, и существует гипотетическая «хорошая» и прогрессивная Россия будущего, которая эти бедствия должна исправить.

Главная проблема в том, что такой подход сводит на нет самостоятельность беларусских, украинских, грузинских и других акторов в решении собственных вопросов и проблем. Не через исправление ошибок «плохой Москвы», «Москвы хорошей», а через построение самостоятельных и устойчивых обществ.

Если мы берем деньги у «хороших русских», мы укрепляем их позицию посредников/передатчиков между ресурсами западных демократий и нами. Чем больше западных ресурсов распределяют российские демократические акторы, тем больше они могут заявлять, что их экспертиза, связи и финансовая инфраструктура необходимы для поддержки беларусского демократического сообщества. Но это не так.

Сегодня у нас нет необходимости в таких посредниках, потому что у нас есть сильное и консолидированное гражданское общество, которое сохраняет свою жизнеспособность даже в условиях холодной гражданской войны, террора властей и вынужденной эмиграции. У нас есть целый спектр независимых СМИ, которые охватывают огромную аудиторию как в Беларуси, так и за ее пределами. Мы строим культуру солидарности и взаимопомощи, важной частью которой является фонд BYSOL. У нас есть политическое представительство, признанное западными партнерами и обладающее инструментами влияния на решения, касающиеся Беларуси и белорусов.

Так у меня вопрос: почему «хорошие русские» должны представлять наши интересы? И зачем нам передавать часть собственного суверенитета и права принимать решения о нашей жизни соседям?

Андрей Стрижак — сооснователь Фонда солидарности BYSOL.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!