Писательница Светлана Алексиевич высказала одобрение действиям Александра Лукашенко по защите независимости Беларуси. По ее мнению, другой человек не смог бы так же «сопротивляться Москве». Об этом нобелевская лауреатка заявила в интервью «Радыё Свабода».
Отвечая на вопрос о том, каким образом мог бы уйти от управления страной Лукашенко, Алексиевич сказала, что она против революции и насилия, но, по ее мнению, любая власть, построенная на культуре насилия, логически заканчивается именно революцией. Тем не менее ей хотелось бы, чтобы в Беларуси этого не произошло.
«Я среди тех людей, которые хотят демократического государства. Но можно ли надеяться только на время? С одной стороны, мы выигрываем, что никто не стреляет, но теряем историческое время. Это вопросы без ответа», — полагает писательница.
Одновременно она поддержала действующего президента в его противостоянии с Кремлем. По ее мнению, других таких сильных политиков в Беларуси нет.
«Я не знаю, кто бы мог сопротивляться Москве так, как сопротивляется Лукашенко. Таких сильных лидеров я не нахожу. Это не значит, что я за Лукашенко, но совпали наши интересы и его интересы. Это печально, но это так», — сказала Алексиевич.
Она также заявила, что беларусам не стоит обвинять Россию в том, что в нашей стране не происходят перемены, а нужно прекратить торговать своим географическим положением.
«Это как взрослые люди, которые говорят, что родители виноваты в их проблемах. Конечно, их вина есть, но ты давно уже взрослый и должен был сам определять свою судьбу. Это политическое самооправдание. Сколько можно продавать наше геоместо? Мы только этим и занимаемся, мы сами виноваты в том, что есть», — уверена нобелевская лауреатка.
Она добавила, что «ни в оппозиции, ни во власти не осталось сильных фигур, которые бы решали проблемы или заставляли власть их решать».
В противовес Алексиевич привела ситуацию в Украине, где, считает она, идет борьба в обществе, есть подъем, в отличие от беларусского застоя. Писательница также призналась в симпатии президенту Украины Владимиру Зеленскому, потому что он «новый человек» с «другим мышлением», который использует объединяющую риторику, а не говорит о том, что «вокруг враги».