Албанский пример и беларусский антипример

Италия объявила о сделке по строительству центров для мигрантов в Албании. По итогам переговоров премьер-министра Италии Джорджи Мелони с главой правительства Албании Эди Рамой 6 ноября был подписан Меморандум о взаимопонимании по управлению миграционными потоками между двумя государствами. Мелони считает достигнутые договоренности примером того, как входящие и не входящие в состав ЕС страны могут совместно управлять миграционными потоками.

В одиночку никому не справиться

«Массовая нелегальная иммиграция — это явление, с которым ни одно государство-член ЕС не может справиться в одиночку», — заявила Джорджа Мелони на совместной пресс-конференции со своим албанским коллегой.

«Я считаю это поистине европейским соглашением, и оно показывает, как можно вместе работать над управлением миграционными потоками», — добавила итальянский премьер. А «сотрудничество между государствами ЕС и государствами, не входящими в ЕС, имеет решающее значение» в разрешении миграционного кризиса.

Италия расположена на пути одного из основных миграционных путей в страны ЕС из Африки и принимает на себя главный удар. Несмотря на предвыборные обещания Джорджи Мелони и ее партии «Братья Италии» положить конец притоку мигрантов, в 2023 году в Италию морем прибыло более 145 000 человек. Для сравнения — за тот же период прошлого года в страну смогли попасть примерно 88 000 мигрантов. В этом году итальянское правительство уже призывало ЕС помочь с военно-морской блокадой, чтобы помешать переправе мигрантов через Средиземное море.

Центры под итальянской юрисдикцией

Соглашение между Италией и Албанией — первое соглашением о миграции, заключенное между государством-членом ЕС и страной, не входящей в Евросоюз. Согласно представленному плану, Италия построит два центра для приема мигрантов — в порту Шенджин и в регионе Гьядер на северо-западе Албании. Вначале центры будут рассчитаны на проживание примерно 3000 человек, но со временем окажутся способны принять до 36 000 мигрантов в год. Сюда будут направляться мигранты, спасенные в море итальянскими судами.

Миграционные центры в Албании построят за счет Италии, и они будут находиться под итальянской юрисдикцией. Албания, со своей стороны, будет обеспечивать безопасность этих объектов. Ожидается, что центры по приему мигрантов начнут работу уже весной 2024 года. По словам Мелони, туда не будут отправляться дети, беременные женщины, уязвимые люди и те, кто смог добраться до итальянского берега. Заявления таких мигрантов станут обрабатываться непосредственно в Италии.

Как пояснила Джорджа Мелони, мигранты останутся в центрах на время, необходимое для проведения всех юридических процедур. Центр в порту Шенджин будет заниматься процедурами высадки, идентификации и первоначальной проверки мигрантов. Второй центр планируется использовать для содержания и репатриации — если власти Италии отклонят ходатайство о предоставлении убежища, Албания депортирует получивших отказ.

Албанский интерес

Безусловно, у Албании есть свои интересы в таком сотрудничестве. Италия на сегодняшний день – один из главных торгово-экономических партнеров этого государства. В стране активно развивается туризм, а поток гостей из соседней Италии благотворно влияет на эту важнейшую отрасль албанской экономики.

Но и это не все — в 2009 году Албания подала заявку на членство в ЕС и надеется на поддержку итальянских властей в ходе рассмотрения своей заявки и принятия решения странами-членами Евросоюза. И Мелони подтвердила позицию Италии, заявив, что «Албания, несмотря на то, что еще не является членом ЕС, ведет себя так, как если бы она была таковой». Это, по словам итальянского премьера, одна из причин того, что «Италия всегда была государством, поддерживающим расширение Евросоюза на Западные Балканы».

Есть и еще один фактор, повлиявший на решение албанских властей. Премьер Эди Рама заявил, что у Албании «есть долг перед Италией и возможность протянуть ей руку помощи». Речь идет о массовой миграции албанцев в эту страну в начале 1990-х годов, в разгар войны на Балканах. Лидер Албании выразил Италии благодарность от имени албанцев, которые нашли в ней убежище, «сбежав из ада и получив лучшую жизнь». Рама отметил, что достигнутое соглашение «было бы невозможно ни с каким другим государством ЕС».

Все это в совокупности и поспособствовало договоренностям, которые могут помочь Италии хотя бы частично справиться с наплывом мигрантов. Впрочем, свое слово еще не сказал Брюссель. В Еврокомиссии заявили, что им известно о договоренностях между Италией и Албанией, но они еще не знакомы с подробностями. «Важно, чтобы любая подобная договоренность полностью соответствовала праву ЕС и международному праву», — заявил представитель комиссии.

Беларусь не Албания

А ведь совсем недавно Беларусь тоже стремилась быть хорошим соседом для ЕС. В 2016 году стало известно, что за счет бюджета Евросоюза на беларусской территории планируется построить и модернизировать несколько центров временного размещения нелегальных мигрантов. Брюссель готов был выделить на это 7 миллионов евро. ЕС намеревался оказать Беларуси помощь в обустройстве инфраструктуры, чтобы продолжить переговоры по упрощению визового режима. И в сентябре 2019 года беларусскими властями было принято решение о подписании соглашений с Евросоюзом об упрощении визового режима и реадмиссии. Беларусь обязалась принимать нелегальных мигрантов, попавших в ЕС с территории нашей страны.

Конечно, это нельзя сравнивать с нынешними албанско-итальянскими договоренностями — все-таки Тирана берет на себя обязательство принимать мигрантов, спасенных в море, а не попавших в ЕС через Албанию. Так что их количество наверняка окажется более значительным, чем то, с которым рисковала столкнуться Беларусь. До спровоцированного руководством нашей страны и соседней России миграционного кризиса на западных границах ЕС число мигрантов, стремящихся попасть в Европу через беларусскую границу, не было чересчур заметным.

Речь тут, скорее, о цивилизованном взаимодействии с соседями. И о возможностях получить взамен иные бонусы – как политические, так и экономические. Но все изменил 2020 год. В ответ на введенные ЕС санкции против режима, беларусские власти в октябре 2021 года решили приостановить  соглашения о реадмиссии. Хотя миграционный кризис режим спровоцировал еще раньше: в мае 2021 года Александр Лукашенко, выступая перед парламентом, заявил: «Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить».

Цивилизованные отношения закончились, толком не успев начаться. Официальный Минск избрал путь инструментализации мигрантов. Теперь Лукашенко винит в этом ЕС, заявляя, что «начали финансировать (строительство центров временного размещения мигрантов – прим. Reform.by), потом перестали это делать. И я говорю спасибо, до свидания. Никакой реадмиссии, никаких центров, мы ничего делать не будем, и ловить их здесь не будем, потому что вы начали против нас войну». Но эти заявления способны произвести впечатление лишь на тех, у кого совсем короткая память.

Что же, пока одни ведут войну, другие договариваются между собой. Как ни крути, а небогатая Албания заручилась поддержкой влиятельного соседа, которая вряд ли окажется лишней для будущего страны. Небогатая же Беларусь получила забор практически вдоль всей своей западной границы. Став антипримером того, как просто испортить отношения с теми, кто мог бы стать твоим надежным политическим и экономическим партнером. И речь тут не только о мигрантах – при желании со всеми соседями можно найти точки соприкосновения и совместный интерес.

Ах да, я забыл — зато трон сохранен. Только вот кроме этого «великого достижения» никаких положительных результатов для страны как не было, как нет. Только изоляция. Пока одни сносят преграды, против других их возводят.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!