В июне 2021 года фотограф-любитель Сергей Васильев получил 11 лет колонии усиленного режима. Об этом случае практически ничего неизвестно широкой публике, но сам сюжет похож на шпионский сериал, история которого началась в 1990-е. Reform.by решил подробно рассказать об одном из самых громких провалов гомельского КГБ и судьбе тех, кто напрямую был вовлечен в эту нашумевшую в свое время эпопею.
Сергей Иванович Васильев в июне 2021 года был признал Гомельским областным судом «виновным в выдаче иностранному государству, иностранной организации, их представителям государственных секретов Республики Беларусь, умышленно совершенной гражданином Республики Беларусь (измена государству)». Ему назначили по ч. 1 ст. 356 УК наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима.
Reform.by впервые публикует информацию о приговоре.
Так закончилось негласное сотрудничество Васильева с УКГБ по Гомельской области, продолжавшееся с середины 90-х годов прошлого века. Но давайте по порядку.
Васильев родился в 1975 году в карельском Беломорске (Россия) и там же учился в местной школе №1. Окончил Гомельский государственный университет и работал лаборантом на кафедре «Автоматизированные системы обработки информации».
В сентябре 2016 года он уезжает в Польшу. Там сознается в сотрудничестве с КГБ Беларуси.
В 2019 году, по информации Reform.by, несмотря на очевидную угрозу ареста, Васильев вернулся в Беларусь и по меньшей мере до конца 2020 года оставался на свободе, работал видеооператором и фотографом для свадебных салонов. Нам неизвестно, когда он точно был арестован, но это случилось до апреля 2021 года.
Сергей Васильев решил признаться, что более 20 лет сотрудничает с КГБ, после того, как смог выехать в Польшу вместе с женой и двумя дочками. В июне 2017 года он дал интервью журналистке «Белсат» Катерине Андреевой и рассказал свою версию событий.
Договор о сотрудничестве с КГБ он подписал в 1995 году и получил псевдоним «Симон». С тех пор выполнял мелкие поручения: выявлял уклонистов от армии, делал контрольные закупки наркотиков, следил и доносил на активистов оппозиции. В 2007 году он по заданию куратора Александра Титова создал сайт Gomelbest.com, где сотрудники КГБ публиковали компромат на деятелей демократического движения. Через год КГБ заключил с ним официальный договор на обслуживание сайта. В 2011 году его попросили подбросить наркотики гомельской активистке Ксении Ярославцевой. Он также получил задание внедриться в журналистскую среду и даже ездил на курсы повышения квалификации, организованные БАЖ в Украине.
В сентябре 2016 года Васильев вместе с семьей уезжает в Польшу и поселяется в Щецине. В интервью он утверждал, что перебрался в Польшу на основании польских корней.
Помимо собственно признания в работе на КГБ Сергей Васильев многое рассказал про методы работы гомельских кагэбэшников, вербовку, контакты и назвал фамилии офицеров, с которыми непосредственно работал. Кроме того, он привез аудио- и видеозаписи встреч с кураторами, которые сделал на регистратор в своем авто. В интервью Васильев говорил, что большая часть записей была повреждена, но что-то он смог опубликовать.
Итак, первый в списке засвеченных офицеров — Александр Николаевич Титов. В сети действительно можно найти упоминание этого человека. Официальная газета облисполкома «Гомельская праўда» в номере №32 (22503) от 1 марта 2011 года сообщала, что заместитель председателя УКГБ РБ по Гомельской области Александр Титов занял на «Гомельской лыжне» второе место. Именно он был первым куратором Васильева, а затем передал его коллеге, потому что, как говорил Васильев, ушел на повышение — на аналитическую работу.
Последний куратор — Сергей Волков. Этот сотрудник КГБ, как рассказал Васильев в интервью, сделал перевод через Western Union в Польшу для поддержания работы сайта Gomelbest.com в феврале 2017 года. После получения денег Васильев сайт отключил.
В интернете можно найти гомельского офицера КГБ с таким именем и фамилией. В декабре 2016 года «Гомельская праўда» писала о том, что почетной грамотой областного Совета народных депутатов награжден «за проявленные отличие и достигнутые высокие результаты в оперативно-служебной деятельности Волков Сергей Александрович — заместитель начальника отдела управления КГБ РБ по Гомельской области».
Васильев показал журналистам видео встречи с тремя представителями КГБ. Неизвестно, в каком году сделаны записи.
Двое «сексотов» практически не оставили никаких следов в сети, однако, по всей видимости, до сих пор находятся в Беларуси.
Так, одного похожего на «сексота» мужчину нам удалось опознать на фото подведения итогов соревнований по бильярду среди работников ОАО «Гомельский ДСК» в январе 2023 года.
Второй вообще никак не отметился в интернете.
Самый любопытный персонаж из этих трех — мужчина, который во время разговора с Васильевым признается, что работает в отделе защиты конституционного строя УКГБ по Гомельской области, передает деньги за работу и дает инструкции, как нужно действовать в интернете.
В сети можно найти «двойника» анонимного куратора — его зовут Алексей Викторович Цыганков. Он инженер-программист из Гомеля. Родился в 1977 году. Окончил Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины по специальности «Автоматизированные системы обработки информации» в 2003 году.
Проживал в Гомеле, перебрался в Минск и жил там минимум до конца 2021 года. Затем следы Цыганкова обнаруживаются в Польше. В ноябре 2022 года он зарегистрировал во Вроцлаве индивидуальное предприятие и начал оказывать услуги по программированию. Там же живет его дочь. Судя по их профилям в LinkedIn, в Польше они с октября 2021 года. Также на русскоязычных сайтах знакомств несколько лет назад он представлялся как житель Силвер-Спринг (Мэриленд, США).
Чем занимался Цыганков в Беларуси после окончания университета, проследить Reform.by полностью не удалось. Известно, что он с января 2016 года по январь 2017 года числился в гомельском ОАО «Конструкторское бюро системного программирования». В 2018 году уже официально работал инженером-программистом в ООО «ЭПАМ Системз» и являлся координатором программы EPAM e-kids по Гомельской области. Последними местами работы в Беларуси были компании ООО «Элинекст», ООО «Воркфьюжен Системз» и ISsoft.
По информации Reform.by, Цыганков был приписан к поликлинике Военно-медицинской службы Управления КГБ по Гомельской области.
Насколько велик шанс, что это два разных человека, но с идентичной внешностью, которые живут в одном и том же городе и обслуживаются в одной и той же поликлинике для сотрудников КГБ, решать вам.
Мы пытались говорить с родными, близкими и знакомыми Васильева. Все они как один отказались разговаривать с журналистами Reform.by. Это и понятно — человек получил в современной Беларуси срок за измену государству, и они просто парализованы от страха.
Возможно, он получил какие-то гарантии от бывших коллег и приехал в Беларусь добровольно. Возможно, жизнь не сложилась в Польше и пришлось вернуться. Во всяком случае, его не трогали год — до конца 2020 года.
По нашей информации, он пытался получить политубежище, но польские власти ему отказали.
Редакция Reform.by отправила запрос в миграционную службу и опубликует ответ после получения.
Не последнюю роль в отказе в предоставлении Васильеву убежища в Польше мог сыграть еще один известный в активистской среде персонаж Артем Дубский. Якобы он в 2018 году написал донос в польские правоохранительные органы на Васильева, обвиняя его в сотрудничестве с КГБ.
Дубский в разговоре с журналистом Reform.by все отрицал. По его словам, они познакомились в Щецине. Васильев сам к нему обратился за помощью в легализации. Дубский утверждает, что никаких жалоб не писал и вообще ничего не знает о судьбе Васильева после 2018 года.
Журналист Александр Папко рассказывал в Facebook, что в марте 2021 года к нему обращался Дубский и просил его как журналиста освещать его судебную тяжбу с Васильевым (на тот момент Васильев находился в Беларуси и уже был арестован).
В мае 2022 года Дубский неожиданно решает поехать в Беларусь навестить родственников. Напомним, его брат Илья Дубский был задержан 16 марта 2021 года и получил 5 лет за «разжигание вражды или розни». Илью признали политзаключенным. Вечером 11 мая шесть спецназовцев в масках жестко пакуют Артема Дубского в центре Минска прямо на выходе из торгового дома «На Немиге» в присутствии матери, сестры и двух племянниц и отвозят на беседу в КГБ. Беседа длилась до 1:20, а затем его отпустили под обещание прийти на вторую беседу в 14:30 12 мая.
Сам Дубский утверждал, что причиной захвата стало его «оценочное суждение о том, что гражданин Беларуси, находящийся в Польше – Сергей Васильев – является агентом КГБ РБ». По информации правозащитной группы MAYDAY TEAM, сотрудники КГБ пытались получить у Дубского сведения, которые подтверждали бы уже имеющиеся показания Васильева.
В итоге Артему Дубскому дали 15 суток административного ареста и отпустили. Он вернулся в Польшу.
В конце 2022 года уже в Польше на него завели уголовное дело за публичное оскорбление группы лиц по признаку их национальности. К тому времени он стал ярым сторонником России, неоднократно публично оскорблял украинских беженцев.
Сейчас Артем Дубский находится в одной из стран за пределами ЕС, вероятно, в Сербии, хотя он утверждает, что живет в Беларуси. В январе 2023 года он дал серию онлайн-интервью беларусским пропагандистам, в которых оправдывал агрессию России против Украины, хвалил режим Лукашенко и Путина.
Дело Васильева по касательной задело и журналистку «Белсат» Катерину Андрееву (Бахвалову). Именно она взяла в 2017 году то нашумевшее интервью, в котором Васильев признается в работе на КГБ.
Сейчас Катерина отбывает срок (8 лет и 3 месяца) по статье «измена государству», хотя изначально ее посадили на 2 года за «организацию и подготовку действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них».
Во время отбывания первого срока Катерину перевели из ИК №4 в гомельский СИЗО в связи с «процессуальными действиями». Это произошло 10 февраля 2022 года, а 7 апреля 2022 года стало известно, что журналистке предъявлено новое обвинение — в «измене государству».
Суд начался 4 июля, и новый срок она получила 13 июля 2022 года. Решение выносил Гомельский областной суд.
Дело слушалось в закрытом режиме, подробности нам неизвестны, но нельзя не обратить внимание на то, что Андрееву по какой-то причине судили в Гомеле по той же статье, по которой годом ранее осудили Васильева в том же Гомеле.
Также обратите внимание, Дубский приезжал в Беларусь и пропал на 15 суток в тот момент, когда шло новое следствие.
Связаны ли эти два дела, Reform.by неизвестно, но сложно не заметить такие «совпадения».
В каждом шпионском романе про КГБ можно прочитать о главном принципе советских спецслужб — наказать предателя любой ценой. Звучит зловеще, но не совсем объясняет то, что произошло с Васильевым. Напомним, он вернулся в Беларусь, спокойно жил год и не скрывал этого.
Что же случилось в конце 2020-го? Конечно, его арест можно объяснить волной репрессий, которые не останавливаются все последние три года. О нем могли забыть и вспомнить только в разгар репрессий. Это объяснение тоже хромает. Не совсем понятно, зачем добавлять срок журналистке «Белсата» и дополнительно давать повод проводить параллели с делом Васильева. Андреева после интервью работала в Беларуси и в связи с Васильевым интереса у КГБ не вызывала.
Неужели рассказы про приключения тайного агента «Симона» в оппозиционной среде, пьянки с кагэбэшниками в отеле «Сож» и ДК глухонемых или упоминание действующих офицеров КГБ, про которых и так пишет официальная пресса, оказались настолько болезненным ударом для гомельских чекистов? Очевидно, нет. Есть что-то еще.
Давайте мы предложим свою версию, а читатель сам решит, насколько она имеет право на жизнь. Что же такого случилось с фигурантами дела Васильева?
В 2021 году Лукашенко поручает главе КГБ Ивану Тертелю усилить внешнюю разведку. Подразделение должно решать стратегические задачи, заявил в октябре 2021 года Лукашенко. Это направление становится приоритетным для кагэбэшников. Очевидно, на Запад должны быть отправлены десятки агентов под прикрытием.
Из всех засвеченных в деле Васильева персон «программист» Цыганков идеально подходит на роль агента за границей. У него отличная легенда, ведь тысячи беларусских айтишников выехали из страны. Свободно владеет английским. Это очень ценный кадр, с учетом новых требований к комитету. Но из-за «засветки» Цыганков находится в уязвимом положении и нуждается в защите. Может поэтому Гомельский КГБ так тщательно зачищает свидетелей?
Обратите внимание, Цыганков уезжает за границу лишь после того, как все участники дела Васильева отправляются в беларусскую тюрьму надолго.
P. S. У читателя может возникнуть логичный вопрос: а что если Цыганков все осознал, ушел из органов и просто сделал карьеру в IT? Даже если это так (в чем мы сомневаемся), этот человек годами занимался преследованием инакомыслящих, сломал жизнь не одному десятку беларусских демократических активистов и даже сейчас, находясь в безопасной стране, не покаялся и публично не признался в работе на преступную организацию. Он как минимум представляет угрозу Польше и беларусам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам, и должен ответить за свои преступления.
Мы отправили вопросы Алексею Цыганкову, но пока ответа не получили. Reform.by готов опубликовать его версию.
***
Reform.by благодарит «Киберпартизан» за помощь в расследовании.