AfD атаковала BYSOL из-за гранта от фонда «Память, ответственность и будущее»

Первопричиной атаки депутатов прокремлевской партии «Альтернатива для Германии» (AfD) стало финансирование фондом «Память, ответственность и будущее» беларусского Фонда солидарности BYSOL, зарегистрированного в Литве. Первый запрос депутатов Бундестага от AfD был направлен федеральному правительству еще 26 мая.

Все началось 25 марта 2025 года, когда германский фонд «Память, ответственность и будущее» (Stiftung Erinnerung, Verantwortung und Zukunft (EVZ) приостановил членство представителей Беларуси и России в попечительском совете организации. Беларусский и российский МИДы выступили с нервным заявлением, в котором обвинили немецкую сторону в антибеларусской и антироссийской политике.

«Рассматриваем эту затеянную германской стороной возню как неуважение к пострадавшим от немецкого фашизма странам и народам, жертвам нацизма и их потомкам. В последние годы деятельность Фонда кардинально трансформировалась и приобрела чётко выраженный антибеларусский и антироссийский характер», — говорилось в заявлении.

Именно с этим был связан первоначальный так называемый малый парламентский запрос 26 мая 2025 года от депутатов Штефана Койтера, Штеффена Котре, Матиаса Моосдорфа, Кая Готтшалка, Яна Вензеля Шмидта, Кристиана Река, Томаса Корелля и фракции AfD.

Ультраправых депутатов интересовало, среди прочего, какую поддержку EVZ оказал BYSOL и какие средства выделялись с 2020 года на поддержку «бывших политзаключённых» из Беларуси по годам. Именно так, в кавычках.

В запросе 20 вопросов, и отчетливо читается попытка поставить в один ряд беларусских политзаключенных, BYSOL, Светлану Тихановскую и Полк Калиновского как организации, которые стремятся к насильственной смене власти в Беларуси.

Помимо этого, заданы и другие вопросы, волнующие беларусский и кремлевский режимы — санкции в отношении удобрений, влияние санкций на положение политзаключенных, недопуск представителей режимов на мероприятия по случаю 80-летия окончания Второй мировой войны в Германии, исключение представителей Беларуси из совета фонда EVZ.

Отдельный блок вопросов — добровольцы, воюющие на стороне Украины, и их поддержка.

17 июня 2025 года федеральное правительство Германии предоставило ответ. В частности, сообщалось, что BYSOL реализует проект с августа 2024 по июнь 2025 года на сумму около 95 000 евро в рамках поддержки фонда EVZ. Финансируются организации в Польше, Германии, странах Балтии и Кавказа. Более подробную информацию правительство предоставить отказалось «из-за серьёзной угрозы для этой небольшой и, следовательно, потенциально легко идентифицируемой группы лиц, […] подверженных репрессиям, распространяющимся за пределы Беларуси».

Немецкому правительству известно о контактах Светланы Тихановской с представителями Полка Калиновского. При этом Тихановская выступает за мирный протест, а Германия поддерживает демократическое движение и осуждает насилие со стороны режима Лукашенко, говорится в ответе.

Правительство отказалось предоставлять публичную информацию о том, сколько средств и кому выделено ФРГ с 2020 года для поддержки бывших политзаключённых из Беларуси. Конфиденциальность необходима для защиты НКО и получателей. Информация предоставлена с грифом «VS — Только для служебного пользования».

Очевидно, ответы правительства не удовлетворили «Альтернативу для Германии». 9 июля депутаты от ультраправой партии направили новый запрос, который сегодня заметил сооснователь фонда BYSOL Андрей Стрижак. Запрос направлен от депутатов Штефана Койтера, Штеффена Котре, Яна Венцеля Шмидта и фракции «Альтернатива для Германии» (AfD).

На этот раз AfD интересует:

  1. Финансировались ли или финансируются ли в Германии проекты беларусского фонда солидарности BYSOL (если да — какие проекты, с какого времени и в каком объёме; см. ответ на вопрос 3 в упомянутом документе Бундестага)?
  2. Были ли в связи с планируемым Центром документации Второй мировой войны и немецкой оккупации в Европе переговоры с беларусскими, российскими или украинскими неправительственными организациями или правительствами, и если да — когда, с кем конкретно и по какой тематике?
  3. Направляются ли средства из федерального бюджета на поддержку «бывших политических заключённых», а также и таким беларусским бывшим заключённым, которые находятся в Германии, и если да — скольким и в каком объёме?
  4. Сформировало ли федеральное правительство мнение относительно дипломатического успеха Соединённых Штатов, которые через специального посланника Келлога добились освобождения С. Тихановского и ещё 13 заключённых, и если да — каково это мнение, особенно в контексте того, может ли Германия и, возможно, Европейский союз извлечь уроки из дипломатии США, и какие именно?
  5. Направляла ли Генеральная прокуратура Беларуси в рамках расследования национал-социалистических преступлений, совершённых на беларусской территории, запросы о правовой помощи в Германию, и если да — когда, сколько раз, по каким делам и с каким результатом?

Пока ответа от федерального правительства Германии не поступило.

***

Редакция Reform.news обратилась к сооснователю BYSOL за комментарием.

«Я вижу здесь важный момент — не была предоставлена информация о наших партнерах в рамках проекта с EVZ, сохранена конфиденциальность. Таким образом защищены те, кто обращался к нам за помощью», — прокомментировал Reform.news ответы немецкого правительства Андрей Стрижак.

«Но вызывает настороженность ответ немецкого правительства на вопрос 15, где указано, что депутатам все же был предоставлен служебный доступ к данным о поддержке бывших политзаключённых. Если у людей, получивших доступ к информации, есть злонамеренные цели, то возможна утечка данных.

BYSOL не сотрудничал c правительством Германии в вопросах помощи бывшим политзаключенным, однако я не исключаю, что такую помощь оказывали другие организации. Потенциальные риски утечки нельзя игнорировать», — отметил глава BYSOL.

«Все это выглядит, как если бы AfD выступала в роли агента влияния в интересах лукашистов. В запросах все те же нарративы и про «все те, кто против Лукашенко — нацисты», и про Полк Калиновского, и про обиду из-за исключения из правления EVZ, и про санкции. Я не могу назвать это иначе, как совместной работой по дискредитации системы помощи и нашей организации», — заявил Стрижак.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!