Мерчендайзер заложников. Что делать с политзаключенными

Комментарий
Photo by Pawel Czerwinski on Unsplash

«Экстремистских» уголовных дел в Беларуси после событий 2020 года завели немало. Судя по формулировкам, использованным Александром Лукашенко на сегодняшней встрече с председателем Следственного комитета Дмитрием Горой, даже «с запасом». Теперь властям предстоит решать, что с этим «запасом» делать.

Как пояснил Дмитрий Гора, за десять месяцев этого года в суд направлены «четверть всех уголовных дел, которые были возбуждены по экстремистской направленности». Четверть. Значит, три четверти еще находятся на стадии расследования. Можете представить себе объемы образовавшегося «запаса».

При этом каждый день приходят сообщения о новых задержаниях, обысках и заведенных уголовных делах. Останавливать маховик репрессий власти, очевидно, не собираются. Несмотря на затянувшееся более чем на два года оголтелое преследование политических оппонентов, государевы люди понимают, что вернуть ситуацию в прежнее стабильное состояние не удается. Да и силовикам необходимо демонстрировать свою нужность системе. Можно предположить, что градус запугивания общества в ближайшее время снижаться не будет.

С такими объемами следователи, похоже, уже не справляются. Дмитрий Гора отметил, что Лукашенко поручил СК «не упускать из виду те дела, которые в силу определенных обстоятельств мы не можем закончить в настоящее время. Это больше относится к преступлениям, совершаемым в интернете. Это оскорбления, угрозы и так далее. Но поручено накапливать базу, фиксировать все противоправные деяния, чтобы в дальнейшем была возможность привлечь лиц, совершивших эти преступления, к уголовной ответственности». То есть кроме «запаса» формируется и задел на будущее, когда «дойдут руки».

Формируя свой «запас», власти, вероятно, рассчитывали, что им удастся в очередной раз прокрутить старую пластинку – использовать заложников для торга. Этот план безукоризненно срабатывал в предыдущие годы. Но пока обменять политических на поблажки со стороны Запада Лукашенко не удается. Да и наученные горьким опытом западные политики идти на такую сделку не спешат. А с уходом из жизни Владимира Макея власть потеряла своего главного переговорщика, и перспектива возможного торга стала еще более неопределенной. Теперь нужно решать – как быть с тысячами арестованных и осужденных по «экстремистским» и прочим политическим статьям.

Выпустить этих людей режим боится, чтобы не показать таким образом свою «слабость» и не спровоцировать новую волну протестов. Даже объявленная амнистия, которую можно было использовать как демонстрацию готовности идти на компромисс, не коснется осужденных по «экстремистским» делам. Прощать Лукашенко никому не намерен.

Сценарий с торгом политзаключенными он тоже вряд ли окончательно списал со счетов. Поэтому будут предприняты шаги для поиска нового переговорщика – этакого «работорговца», которому удастся выполнить задачу, с которой не справился его предшественник. Поэтому сегодня система красиво выкладывает свой «товар» на полках, по-прежнему призывая демократический мир приступить к процессу купли-продажи. Пока есть хоть какая-то вероятность начать торг – политзэков будут держать за решеткой.

Но если план торга и в дальнейшем не даст результата, то как минимум часть политзаключенных может быть выдворена за границу. В виде «акта гуманизма», «жеста доброй воли» со стороны властей. Чтобы вынудить Запад к переговорам не мытьем, так катаньем. Но эта же мера позволит освободить места для новых «экстремистов». Потому что репрессии должны продолжаться. Иных методов удержать ситуацию под контролем власть изобрести попросту не может.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: