Вы уже распрощались с McDonald’s? Александр Лукашенко вот распрощался. Причем переживать по поводу ухода крупнейшей в мире сети ресторанов быстрого питания с нашего рынка он не стал, заявив вдогонку «слава тебе господи, что хоть уходит!». Сами, мол, с усами. «У нас что, булочку пополам не могут разрезать?». И тут стало понятно, что дело не во вкусах. И не в хронической нелюбви беларусского правителя ко всему импортному и чуждому. А в понимании того, что правильно разрезать булочку – целая наука.
К сети McDonald’s можно относиться по-разному. Кому-то нравится, кому-то – нет. Но чего не отнять у американской корпорации, так это технологичности и уровня соблюдения стандартов. В этом и заключается ее сильная сторона.
Возможно, вы будете разочарованы, но гамбургеры изобрели не братья Макдоналды и не Рэй Крок, выкупивший у них сперва право выступать в качестве эксклюзивного агента по франчайзингу, в позже и всю McDonald’s Corporation. Еще за пятнадцать лет до прихода братьев в ресторанный бизнес в Канзасе работала компания «White Castle», фирменным блюдом которой были те самые гамбургеры. Но канзасских первопроходцев никто не помнит, а McDonald’s на слуху уже без малого семьдесят лет. Все потому, что именно братья Макдоналды стали изобретателями «скоростной системы обслуживания», известной сегодня как «фастфуд». Они решили отказаться от медлительных официантов, ограничили меню, стали заранее готовить и хранить в теплом виде котлеты для своих гамбургеров. А главное – самостоятельно спроектировали кухню-конвейер, обеспечивающую максимальную эффективность и производительность.
Сегодня в мире под маркой McDonald’s работают почти 38 000 ресторанов. Франшиза пользуется спросом у потребителей во всем мире потому, ведь в ее основе – скорость и качество. Весь процесс управления рестораном четко структурирован. В каждом ресторане сети будет одинаково чисто, а гамбургер будет гамбургером, а не чебуреком.
Это обеспечивается за счет стандартизации всех процессов. Компания постоянно внедряет новые концепции и технологические решения. Например, подвесной или вертикальный транспортеры – специальную конвейерную систему для автоматизации и ускорения процессов сбора и выдачи заказов. В 2019 году The Wall Street Journal писал, что гигант фастфуда испытывает на своих кухнях роботов для макания картофеля фри, куриных наггетсов и рыбных котлет в емкости с маслом. А также внедрение голосового управления в процесс оформления заказа на стойках самообслуживания. Обе технологии предназначены для сокращения времени ожидания клиентов. Да и макают роботы картофель и наггетсы в масло равномернее, чем люди. А стандарты – превыше всего. Добавим сюда тщательно продуманный маркетинг и получим формулу успеха McDonald’s, которая вроде и проста, но попробуй-ка, повтори.
Это для понимания того, что McDonald’s – это не просто «булочку пополам разрезать и впихнуть в эти две половинки кусочек мяса, картошки и салата». По такому рецепту получится в лучшем случае «Хутка-смачна», которое конкуренцию McDonald’s заведомо проиграет. Штучный товар в ряде случаев хорош, если это настоящий hand-made. Но далеко на нем не уедешь. Монетизация успешного проекта в масштабировании бизнеса. А это – целая наука. В мире действуют целых восемь университетов гамбургерологии – корпоративные учебных заведений общественного питания. Но для нас это несерьезно, нам же сразу ракеты и спутники подавай.
А потому мы пока имеем разные смаженки – одними кормят Лукашенко и его чиновников. Им нравится. С помощью других, купленных возле какой-нибудь станции метро, можно запросто попасть в инфекционку с тяжелым отравлением. И это не только смаженок касается. У нас вообще две страны – одна для чиновников, другая для всех остальных.
В том числе и поэтому McDonald’s уходит. С грамотно разрезанной булочкой придется распрощаться. Лично мне гамбургеров не очень жаль. Жаль бренда. Вот, к примеру, Forbes писал: «Каждый год агентство Kearney разрабатывает индекс развития GRDI (Global Retail Development Index™). Этот показатель является индикатором, подсказкой для международных компаний, на какие рынки следует выходить в первую очередь. Но если вы спросите топ-менеджмент этих компаний, на какие еще показатели они смотрели, принимая решение, выходить на рынок или нет, вы услышите: McDonald’s. Если там уже есть старый добрый McDonald’s, то стоит присмотреться к стране».
Если это и преувеличение, то не очень большое. И в нашей стране теперь McDonald’s нет. Но инвестиции в страну привлекать еще сложнее, чем грамотно разрезать булочку.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.