Танки сейчас и в будущем — отправляются на свалку или готовятся к новому броску?

В конце февраля 2022 года бесконечные колонны танков и другой бронетехники РФ двинулись на украинскую землю — и начали в большом количестве гореть, получать повреждения и взрываться. Еще до войны украинские Вооруженные силы стали во все большем количестве получать современные иностранные противотанковые ракетные комплексы — Javelin, NLAW в придачу к своим родным «Стугнам» и «Корсарам».

Довольно подробное видео о том, как весной 2022 года украинцы, вооруженные ПТРК «Стугна», организуют засаду:

Встреча российских танков с переносным противотанковым оружием украинской пехоты породила у широкой общественности представление о том, что «эпоха танков прошла», «танкам пора на покой», «танки бесполезны, раз их может подбить любой пехотинец».

Но так ли это? Давайте разберемся, немного погрузившись в реалии поля боя и логику войны.

Ад прадзедаў, спакон вякоў…

В 2016 году танки отметили 100 лет своего боевого крещения — 15 сентября 1916 года немецкие солдаты на Западном фронте увидели, что в их сторону, сминая проволочные заграждения, движутся ромбовидные машины, изрыгающие огонь.

Людям, которые никогда не видели ничего подобного, было легко принять механизмы, которых не берут мощные винтовочные пули, за чудовищ из пекла. Началась паника — и люди побежали. Так вместе с танками родилась танкобоязнь, которую преодолевает каждое новое поколение молодых солдат. До сих пор солдаты, в том числе с боевым опытом, рассказывают, что иногда испытывают трепет, когда рядом стреляют даже свои танки, не говоря уже о вражеских.

Британский танк Mark I и британские солдаты на позициях 25 сентября 1916 года.

Первые танки — британские Mark I — были малонадежными машинами, защищенными только от обычных пуль стрелкового оружия. Из тех 49 танков, которые должны были пойти в первую в истории танковую атаку, только 32 доехали на исходную позицию, и только 18 смогли добраться до позиций противника — остальные сломались или застряли. Но даже такие танки смогли прорвать оборону врага, уничтожить пулеметные гнёзда и открыть дорогу своей пехоте, завоевав место под солнцем для нового рода войск.

Таким образом, под танком мы прежде всего имеем в виду вооруженную и бронированную машину. Просто поставить пушку на гусеницу или колеса — это еще не танк.

Борьба снаряда и брони

С 1916 года началась гонка брони и вооружения танков против противотанкового вооружения пехоты и артиллерии — пехота получила бронебойные пули, противотанковые гранаты, появились первые противотанковые пушки. В ответ постоянно росла и развивалась броня танков, увеличивалась мощность моторов, делая их более мобильными. Кроме того, на танках улучшались приборы наблюдения, танкисты получали все более мощное и разнообразное вооружение для того, чтобы подавлять вражеский противотанковый огонь и не позволять пехоте даже голову поднять, чтобы прицельно кинуть гранату.

Блицкриг — молниеносная война. Немецкие танки и механизированная пехота идут в прорыв.

Рост эффективности и защищенности танков опять же требовал все более мощного и дальнобойного оружия для борьбы с ними — от ручных противотанковых гранатометов до специализированных авиационных бомб и ракет.

Американский танк Abrams M1A1, сожженный во время вторжения в Ирак весной 2003 года.

В целом танки уже никогда не были так неуязвимы, как тем самым утром в сентябре 1916 года. После окончания Первой мировой войны, а потом и в период Холодной войны те или иные военные теоретики неоднократно говорили о «конце эпохи танков». Им казалось, что вот-вот будет найдено оружие, которое окончательно превратит танк в динозавра, обреченного на вымирание.

Ще не вмерлі…

Однако военные никак не желают похоронить танки. Более того, идет новая гонка танковых вооружений.

После окончания Холодной войны армии ведущих держав не вели больших войн с сопоставимым по технологическому развитию противником. Ирак обладал многочисленными бронетанковыми войсками и хорошо снабженной противотанковым вооружением пехотой, как в 1991-м, так и в 2003 годах, но в обоих случаях не смог ничего противопоставить ударам авиации и быстрому движению механизированных колонн США и их союзников. В итоге весной 2003 года Багдад, который готовился к продолжительным городским боям, пал за несколько дней в результате молниеносных ударов, которые дезорганизавали и деморализовали иракскую армию.

Американская колесная БМП Stryker была разработана как раз для условий, создавшихся после Холодной войны.

Но в целом последние десятилетия основные войны велись с разного рода партизанами, террористами и боевиками, а «тяжелые» танковые войска оказались в относительном загоне. Военные и политики все больше уделяли внимание не многотонным монстрам, а колесной и аэромобильной бронетехнике и всяческим подразделениям специального назначения. Принципиально новые танки перестали появляться, а «великие танковые державы» в основном занимались модернизацией разработок 1960-х — 1970-х годов.

На этом фоне только Московия в 2009 году решила, получив миллиарды долларов нефтяных сверхприбылей, начать разработку принципиально новой танковой платформы — танка Т-14 «Армата». Машину называли первым танком нового поколения, говорили, что она будет обладать самыми современными системами наблюдения, связи и защиты.

«Армата» заглохла на Красной площади во время репетиции парада на 9 мая 2015 года:

Неясно, что это было — возможно, РФ уже тогда планировала большую войну в Восточной Европе, а может, Путину просто захотелось вбросить деньги в великодержавные «понты». Однако, благодаря то ли тотальной коррупции, то ли проблемам с разработкой и комплектующими, «Армата» до 2022 года так и не достигла боеготовности.

Кроме того, в 2014 году РФ захватила Крым и начала войну против Украины на Донбассе.

Танки на гибридных войнах

В степях, перелесках и частном секторе Луганской и Донецкой областей, в пустынях и горах Сирии оказалось, что танк вполне еще жив. Во-первых, он — лучше всего защищенная боевая машина, во-вторых, обладает наилучшим вооружением, в-третьих — хорошей мобильностью. И все эти качества до сих пор имеют значение.

Да, противотанковые комплексы теоретически способны уничтожить любой существующий танк, в том числе основной для российской армии Т-72 (и его модификации) и основной для украинской армии Т-64 (и его модификации). Однако на эту способность влияет множество разных факторов — видимость, расстояние, огонь противника в сторону возможных позиций ПТРК, подготовка операторов ПТРК, боевой стресс, точка попадания и так далее. Далеко не каждое попадание приводит к уничтожению танка или даже более легкой бронемашины, а тем более к гибели экипажа.

Танк получает попадание ракетой ПТРК, но остается на ходу:

Во много раз повышается степень защищенности танка при правильном использовании боевой техники, в том числе других родов войск во взаимодействии с танками — пехоты, артиллерии и так далее.

Более того, когда мы посмотрим на войну и организацию войск в общем, мы поймем, что цена, масса и габариты того же Javelin не позволяют вооружить ими пехоту настолько массово, чтобы надежно гарантировать себя от массированного танкового прорыва. Большинство более легких и дешевых ПТРК имеют куда меньшую дальность и мощность, что заставляет расчет приближаться к танку на опасные для себя дистанции. При хорошо организованной поддержке танковой атаки огнем пехоты, артиллерии и авиации (беспилотников) шансы одних только ПТРК на отражение такой атаки минимальны.

Против Израиля в 2006 году исламистское движение Хезболла использовало больше тысячи противотанковых ракет. Израиль потерял 5 танков.

В итоге так или иначе танк остается самой живучей машиной на поле боя. Благодаря своей броне и мобильности танк оправдывал себя и в позиционной войне, какой стала война на Донбассе в 2015-2021 годах. Это фактически подвижная крепость с очень точной пушкой, способная поддерживать свою пехоту в обороне, поражать другие танки, уничтожать огнем позиции вражеской пехоты, снайперские и пулеметные позиции.

«Бронированная снайперская винтовка самого большого калибра», — иногда так участники войны на востоке Украины описывали применение танков.

Война 2022 и будущее танков

Несмотря на превосходство авиации московитов в воздухе (как в численности самолетов, так и в численности вертолетов), оказалось, что при должной организации и техническом обеспечении танковых войск, при правильной тактике использования танков, танки вполне живы и на полномасштабной войне — самой большой и технологически продвинутой войне в Европе с 1945 года.

Украинские танкисты показали себя отлично и в танковых боях, и в обороне, и в наступлении, опять показав, что танки хоронить еще рановато. Более того, они остаются важнейшим фактором победы в наземном бою — у кого они есть в нужном месте в нужное время, тот имеет куда большие шансы на выигрыш. При этом, чем дольше продолжалась война, тем больше Киев требовал от своих западных союзников поставок именно танков.

Первыми стали передавать Украине танки Чехия и Польша. Польский PT-91 Twardy.

Большие потери танков московитов скорее всего объясняются не тем, что «танк устарел», а тем, что танки использовались неумело, плохо управлялись, не имели связи с пехотой и артиллерией, некачественно обслуживались, не имели запчастей, в итоге не самые мотивированные танкисты ВС РФ иногда бросали их после первой же поломки. Противотанковые комплексы типа Javelin не были главным палачом танковых войск РФ — много танков уничтожили украинские артиллеристы, украинские мины, танкисты и так далее.

Украинская артиллерия расстреливает московитские танки в Броварском районе:

 

Кроме того, разрабатывать новые танки и танковые системы вооружения начали и самые влиятельные страны НАТО — США, Германия, Франция. Так, компания Rheinmetall, поставщик танков Leopard 2, представила новую танковую пушку калибра 130 миллиметров — более мощную, чем какая-либо из стоящих на современных танках.

Франция и Германия продолжают начатую в 2015 году реализацию программы Main Ground Combat System — совместной разработки тяжелой боевой платформы, которая должна объединить лучшие черты французских танков Leclerc и немецких Leopard, выведя их на новый уровень. В конце этого месяца запланировано совещание министров двух стран по этой теме. Контракт на первую часть разработки был заключен в 2020 году с франко-германским концерном из фирм Rheinmetall, Nexter и KMW.

Отдельно уже этим летом Rheinmetall представил свой новейший танк Panther KF51 со 130-мм пушкой.

США в 2017 году также начали проект Ground Combat Vehicle, в рамках которого варианты танков разрабатываются в подпроекте Decisive Lethality Platform. При этом машина может в итоге стать и беспилотной.

В 2023 году планируется представить командованию Сухопутных войск США различные «бумажные» варианты новой машины с их ожидаемыми плюсами и минусами.

Украинские войска наступают на Кременную.

Так что ни одна крупная военная держава не отказывается от танков, и Украина, уничтожившая рекордное количество танков врага, также продолжает с успехом использовать свои танковые войска и хотела бы увеличить количество тяжелой бронетехники в своей армии. Пожалуй, это исчерпывающе говорит о том, что танки вымирать не собираются.

Покончить с танками теоретически могло бы лишь тоже самое, что покончило с рыцарскими доспехами — появление и действительно массовое распространение дешевого оружия, которое бы сделало танковую броню и другие средства защиты вообще бессмысленными или неоправданно дорогими. Сейчас такого оружия нет, а его создание даже не предвидится.

Броня (и танк) по-прежнему имеют значение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.