В Беларуси ужесточили условия работы агроэкоусадеб. Сказание о беларусском бизнесе в агроэкотуризме – это история о том, как нелегко приходится тем, кто поверил обещаниям государства и взялся за собственное дело. Вложил в него средства и душу. А в итоге получил совсем не то, на что рассчитывал.
Начало развитию агроэкотуризма в нашей стране было положено ровно двадцать лет назад. Тогда была создана Беларусская общественная организация «Агро- и экотуризм», позже переименованная в БОО «Отдых в деревне». А в 2003 году в стране появились первые агроусадьбы. Их создавали энтузиасты. Первопроходцы.
Агроусадьбы были, но их деятельность еще никак не регламентировалась. Сам термин «агроэкотуризм» впервые был упомянут в Национальной программе развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы, но в ней не давалось никакого определения этому явлению. И в 2006 году Александр Лукашенко подписал указ № 372, определивший порядок оказания услуг в сфере агроэкотуризма. К этому времени на территории нашей страны уже работали 34 агроусадьбы. Документ устанавливал, что деятельность физических лиц, постоянно проживающих в сельской местности, малых городских поселениях и ведущих личное подсобное хозяйство, а также сельскохозяйственных организаций по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма не является предпринимательской. В указе было дано определение терминам, содержался перечень условий для деятельности в этой сфере и виды оказываемых услуг. Например, обеспечение питанием, организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ, услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов. А также предоставление жилых комнат для размещения гостей. Причем количество таких комнат не должно было превышать десяти. При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более десяти комнат, деятельность признавалась предпринимательской. Как отмечалось, указ был принят для улучшения условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствования сельской инфраструктуры.
Многих беларусов идея заинтересовала. Тем более что запуск такого бизнеса не требовал слишком уж значительных инвестиций. На сайте беларусского Минэкономики до сих пор можно найти «коробочное решение» по агроэкотуризму. Брошюра начинается так: «Уважаемые начинающие предприниматели! Данное решение даст вам возможность запустить свой бизнес в сфере агроэкотуризма с вложениями от 5000 долларов». Это была возможность начать свое дело, имея относительно небольшой стартовый капитал. И впоследствии масштабировать его.
Горожане стали вкладывать сбережения в покупку хуторов и деревенских домов, восстанавливая их и приводя в божеский вид. Переезжали в деревню, чтобы развивать свой небольшой бизнес. Инициативные сельские жители получили возможность начать собственное дело. Поверили государству и его обещаниям. Сельская инфраструктура улучшалась. А главное – агроэкотуризм пользовался спросом. В агроусадьбы поехали и беларусы, и зарубежные гости. В 2013 году, по подсчетам Министерства спорта и туризма, в них отдохнули 270 тысяч человек. При этом около 20% из них – иностранные туристы. Агроусадьбы в далеком 2013-м заработали 7,2 миллиона долларов.
Уже к началу 2014 года в Беларуси официально была зарегистрирована 1881 агроусадьба – такие данные приводила председатель правления БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.
Бизнес развивался. В 2016 году Беларусь заняла первое место среди европейских стран за лучшие туристические направления в номинации «Агроэкотуризм» в конкурсе, проводимом журналом National Geographic Traveler. В 2018 году наша страна победила во второй раз, обогнав Италию, Китай, Бразилию и США. А эксперты отмечали, что бурный количественный рост агротуристических усадеб закончился. Началось их качественное развитие.
«Агроусадьбы развивали специализацию, искали изюминки, которыми можно привлечь туриста, – писала в 2019 году газета «Беларусы и рынок». — Только за «чаркой и шкваркой», то есть за услугами бани и ресторана, турист уже отказывается ехать в агроусадьбу. Поэтому хозяева придумывают программы для гостей, благодаря чему улучшают и собственные компетенции: становятся знатоками народных промыслов, кухни, проводниками в лесу. Еще одна тенденция — кооперация агроусадеб с фермерскими хозяйствами, что позволяет предлагать туристам экологически чистые продукты». Владельцы зарабатывали, туристы отдыхали. Пусть частично, но решалась проблема занятости в сельской местности. Государству бы радоваться. Но не тут-то было.
Тучи над владельцами агроэкоусадеб сгущались. В 2010 году срок действия указа №372 был продлен на 10 лет. Но уже в 2016 году власти заговорили о необходимости внесения изменений в этот документ. Похоже, государству не давали покоя доходы владельцев агроусадеб. И оно искало способ заставить их поделиться. Поговаривали, что в дело включилось и ресторанное лобби, озабоченное оттоком в агроусадьбы банкетов, свадеб и прочих торжеств.
Основная претензия заключалась в том, что у многих бизнесменов стерлась разница между агроэкотуризмом и просто сдачей домов под увеселительные мероприятия. На рынке, по мнению Минспорта и туризма, появилось много недобросовестных дельцов, которые называют коттеджи агроусадьбами и пользуются льготами. Платят всего одну базовую в год и получают кредит на развитие бизнеса на льготных условиях. Предлагалось внести ограничения – например, в усадьбе одновременно должно находиться не более 20 человек. Всем, у кого может разместиться больше людей, был дан совет перерегистрироваться в ИП.
Но многие владельцы агроусадеб отмечали, что изменения эти преждевременны и губительны для бизнеса. Проведение торжественных мероприятий, корпоративов и так далее — основной доход, за счет которого существуют усадьбы. Это дает им возможность пережить межсезонье, когда туристов нет, а инфраструктуру надо поддерживать, готовить к следующему сезону. А в статусе ИП владельцы агроусадеб просто не смогут работать. «Как только владелец становится ипэшником, к нему приходят санстанция и пожарные, которые автоматически предъявляют новые требования. Как к ипэшнику, который занимается гостиничным бизнесом или общепитом», – поясняла руководитель объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.
Но времена были «травоядные», и владельцам агроусадеб удалось отбиться. Государство тогда декларировало «стимулирование деловой активности и исключение излишних требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования». В октябре 2017 года Лукашенко подписал указ № 365 «О развитии агроэкотуризма». Документ оказался достаточно либеральным. Согласно ему, земельный участок, на котором находится агроэкоусадьба, не обязательно должен предназначаться для ведения личного подсобного хозяйства. Заниматься агроэкотуризмом теперь могли и те, кто проживает в сельской местности и имеет земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома. Сам дом, где происходит размещение гостей, отныне мог принадлежать как гражданину, оказывающему услуги в сфере агроэкотуризма, так и членам его семьи. Указ разрешил возведение на земельных участках гостевых домиков для временного пребывания без включения их в жилищный фонд, хотя требование о том, что общее число жилых комнат для размещения гостей не может превышать десяти, сохранилось. Но главное, владельцам агроэкоусадеб было предоставлено право оказывать широкий спектр дополнительных услуг. В том числе проводить презентации, юбилеи и банкеты.
«Агроэкотуризм – это своеобразный бренд Беларуси. У нас есть достижения, которыми мы можем гордиться. Например, в 2006 году существовало всего лишь чуть более 30 субъектов хозяйствования. На 1 января 2021 года их число составило 2936. То есть количество агроусадеб увеличилось в 86 раз. Цифры говорят сами за себя. Причем беларусские агроусадьбы отличаются друг от друга, у каждой есть своя изюминка», – говорила в феврале 2021 года директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович.
Она отмечала, что 2020 год был сложным для туристической отрасли в связи с пандемией. При этом сохранялся интерес к агроэкотуризму, отдыху на природе. «Это направление очень важно для развития внутреннего туризма в целом. Наша задача — поддерживать инициативных людей, желающих этим заниматься», – подчеркивала директор департамента Минспорта.
Одной рукой чиновники гордились агроусадьбами, другой – лоббировали решение об ужесточении условий их деятельности. В конце 2021 года Минспорта и туризма опубликовало изменения, которые предлагало внести в указ № 365. Основанием для пересмотра установленных правил ведения бизнеса в отрасли стал мониторинг, который проводился в 2020-2021 годах, и выявил ряд нарушений, допущенных владельцами агроусадеб.
Минспорта предлагало установить минимальный размер участка, на котором можно осуществлять деятельность. А субъектами агроэкотуризма оставить только тех, кто сам осуществляет деятельность по производству и переработке сельскохозяйственной продукции или ведет личное подсобное хозяйство.
По мнению Валерии Клицуновой, принятие таких нововведений коренным образом изменит условия деятельности агроусадеб и, как считают в БОО «Отдых в деревне», значительно усложнит их работу. Многие объекты вообще не смогут выполнить новые требования и будут вынуждены закрыться.
Да и непонятно, почему за нарушения, допущенные отдельными владельцами, должны нести наказание все, кто занят в сфере агроэкотуризма? Разве не хватает методов для наказания виновных таким образом, чтобы не страдали честные предприниматели?
Некоторые претензии выглядели более чем странно. Например, председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Людмила Нижевич беспокоилась о том, что под маркой агроусадеб «не совсем честные граждане» пользуются льготами и развивают гостиничный бизнес». Ну так агроусадьба, по большому счету, и есть мини-гостиница в сельской местности. Ограниченная теми самыми десятью комнатами.
Что не устраивало чиновников и депутатов? Может, аккуратный вид агроусадеб, контрастирующий с запущенными строениями, принадлежавшими государству и колхозам? Или успех владельцев, которые научились зарабатывать самостоятельно, не выпрашивая копейку у местных властей? Загадка. Но прибыльный бизнес в нашей стране часто становится предметом пристального внимания чиновников и проверяющих.
С января 2022 года, после вступления в силу закона об изменении в налогообложении, выросли и налоги для владельцев агроусадеб. Раньше они платили две базовые величины в год, теперь должны платить ежемесячно. Налог для них вырос более, чем в пять раз.
В январе 2021 года Александр Лукашенко провел совещание с руководством Совета Министров, на котором, среди прочих вопросов, обсуждался и агротуристический бизнес. «Я не против поддерживать их и дальше», – заявил тогда Лукашенко. И поручил правительству досконально изучить функционирование агроэкоусадеб, чтобы не оказалось так, что поддержка оказывается тем, кто под прикрытием туристических услуг занимается иным бизнесом.
Тем не менее, в феврале 2021 года Лукашенко подписал указ № 40, которым продлил существующие условий ведения хозяйственной деятельности в сфере агроэкотуризма до 2025 года, включая льготное кредитование в ОАО «Белагропромбанк» в размере до 2 тыс. базовых величин под 5% годовых на срок до 5 лет. Владельцы бизнеса также получили право оказывать услуги на территории двух агроэкоусадеб.
Но до 2025 года не дотерпели. Чиновническое лобби, похоже, оказалось сильнее ресторанного. В сентябре этого года на совещании с членами правительства Лукашенко снова вспомнил об агроусадьбах. Он выразил недовольство тем, как исполняются нормы указа об агроэкотуризме. По его словам, под агроусадьбы маскируются рестораны и гостиницы: «Прошу доложить, что планируется для упорядочения деятельности недобросовестных владельцев агроусадеб, которые превратили их исключительно в гостиничные комплексы».
Долго ждать не пришлось. Меньше чем через месяц Александр Лукашенко подписал указ «О развитии агроэкотуризма». Теперь для ведения бизнеса в сфере агроэкотуризма надо получать разрешения в райисполкомах. Действующие агроэкоусадьбы должны получить такое разрешение до 1 июля 2023 года. Введены ограничения по проведению презентаций, юбилеев, банкетов, иных мероприятий в непосредственной близости от соседних жилых домов. А облисполкомы наделены правом определять перечни населенных пунктов, на территории которых размещение агроэкоусадеб не допускается. Указ устанавливает ответственность владельцев агроэкоусадеб за нарушение общественного порядка, в том числе со стороны посетителей.
Если коротко – все отдано на откуп чиновникам, которые смогут определять, что такое «вблизи», кому разрешить, а кому запретить. Что можно, и что нельзя. Да и нарушения общественного порядка в разных случаях могут трактоваться по-разному. Владельцы агроусадеб теперь будут зависеть не от собственной стратегии и видения, а от чиновников.
Для бизнеса нет ничего хуже, чем постоянно меняющиеся правила игры. Люди вкладывали деньги, строили, изобретали фишки для привлечения гостей. Брали кредиты, рассчитывая на прибыль. Теперь у кого-то свое дело пойдет прахом. Кто-то продаст агроусадьбу, кто-то просто забросит. Кто-то уедет за границу – может, там его опыт и знания наконец-то будут востребованы. Остальные попытаются выживать в новых рамках, в которые их вогнало государство, обещавшее одно, а сделавшее другое. Жаль тех, кто потеряет деньги. Да что деньги – веру в то, что в нашей стране можно развивать свое дело и верить словам власть имущих. Впрочем, владельцы агроусадеб – не первые, по кому прошелся государственный каток. И, боюсь, не последние.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.