В Минфине США рассказали, как будет работать ценовой потолок на российскую нефть. Подробностями поделился замминистра финансов Уолли Адейемо во время выступления в Институте Брукингса.
Он отметил, что западные санкции уже привели к сокращению импорта различных товаров в Россию, однако нефтяная отрасль страны за счет цен, которые выросли на 60% в сравнении с прошлым годом, чувствует себя даже лучше, чем до войны. Подорожание компенсировало снижение физических объемов отгрузки.
По словам Адейемо, страны G7 выбрали механизм ценового потолка, чтобы сохранить присутствие российской нефти на мировом рынке и не допустить дальнейшего роста цен, который бы непропорционально ударил по странам с низким и средним доходом.
Он отметил, что в соответствии с шестым пакетом санкций ЕС с 5 декабря будет запрещено предоставление сопутствующих морских услуг, таких как страхование, торговое финансирование, банковское дело, брокерские и навигационные услуги для перевозок российской нефти.
«Важно отметить, что поставщики некоторых из этих услуг в значительной степени сосредоточены в странах ЕС и G7. Например, ЕС и G7 обеспечивают 90% мирового страхования судоходства, а также большую часть финансовых и платежных услуг для торговли нефтью. Потенциальным побочным продуктом этого пакета может стать существенное прекращение производства нефти и нефтепродуктов в России и связанное с этим повышение цен, что может ограничить или обратить вспять намерения действия. Это повышение цен подорвет благонамеренную цель ограничения доходов России от продажи нефти, налагая дополнительное и непреднамеренное бремя на мировых потребителей нефти», — сказал Адейемо.
Механизм ценового потолка предполагает, что будет сделано исключение из этих запретов для нефти, которая поставляется по определенной цене и ниже.
«Страны, не входящие в «большую семерку», могут продолжать покупать российскую нефть, а компании «большой семерки» могут продолжать предлагать услуги для поддержки этих продаж — до тех пор, пока нефть, которую эти услуги поддерживают, покупается по определенной цене или ниже нее. И, в частности, некоторые из наиболее уязвимых стран мира — импортеры нефти с низким и средним уровнем дохода — получат наибольшую выгоду от доступа к этой дешевой нефти», — считает замглавы Минфина США.
Сейчас страны G7 работают над юридическими документами, которым будут руководствоваться компании. Адейемо при этом полагает, что Россия не откажется от экспорта. По его словам, ценовой потолок будет установлен выше себестоимости производства нефти в РФ, а также на уровне, который она уже принимала.
«В России не так много емкостей для хранения нефти, а многие ее скважины и оборудование далеко не самые современные, что затрудняет остановку, а затем возобновление добычи без значительных затрат. И эта проблема будет только усугубляться, поскольку наши санкции продолжают лишать их доступа к критически важному программному обеспечению и буровому оборудованию. В результате Россия будет вынуждена продолжать продажи или рискует потерять свои производственные мощности в долгосрочной перспективе», — отметил Адейемо.
Он добавил, что уже сейчас РФ экспортирует нефть со значительными скидками, которые составляют 30% и более к рыночным ценам.
«Мы ясно понимаем, что Россия может найти поставщиков услуг за пределами G7 и других членов нашей коалиции, чтобы заменить морские услуги, заблокированные запретом ЕС. Но эти альтернативные услуги будут дорогими и менее надежными, чем услуги, предоставляемые фирмами G7. Есть причина, по которой мир полагается на фирмы ЕС и G7 для подавляющего большинства этих услуг. Создание экосистемы услуг за пределами коалиции обойдется России в дополнительные деньги, что еще больше сократит доходы Кремля», — пояснил замминистра.