Для того, чтобы оказаться в ЦИП на Окрестина, вовсе не обязательно выходить на митинги или быть подписанным на ресурсы, объявленные властями экстремистскими. Достаточно просто разговаривать по-беларусски в общественном месте.
Reform.by сегодня писал о том, что краевед и журналист Игорь Хмара задержан вечером 2 августа за то, что разговаривал на беларусском языке. Об этом стало известно от человека, который был вместе с Игорем в центре изоляции правонарушителей на Окрестина.
Просто шел по улице и разговаривал по-беларусски. Правозащитники отмечают, что случай с Игорем – не единичный. На Окрестина были и другие люди, которых задержали за то, что они говорили на улице на… государственном языке. О государственном статусе беларусского языка гласит статья 17-я Конституции Республики Беларусь. Но теперь это, видимо, не помеха для задержания и ареста.
Похоже, система отныне рассматривает беларусский язык как форму протеста, выражение несогласия с проводимой ею политикой. Выходит, теперь и беларусы рискуют оказаться «недружественным нацменьшинством» в собственной стране. А с теми, кого беларусские власти считают «недругами», они особо не церемонятся.
Есть определенный правительством перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении беларусских юридических или физических лиц. В него, вместе со всеми странами — членами ЕС, входят Литва и Польша. И еще тринадцать государств.
Перечень этот был утвержден в апреле этого года. А спустя две недели стало известно, что в школах Беларуси с нового учебного года больше не будет выпускных экзаменов на языках национальных меньшинств.
Ранее в школах, где обучение и воспитание производятся на языке национального меньшинства — польском, литовском, — на выпускных экзаменах после 9-го и 11-го классов, кроме обязательных предметов, среди которых государственные языки, математика, история, иностранный язык, дети сдавали и обязательный экзамен по языку своего национального меньшинства. Эта норма была исключена из нормативных актов.
Школ с польским и литовским языками обучения в Беларуси было всего четыре – польские в Волковыске и в Гродно, литовские – в деревне Пеляса Вороновского района и в Рымдюнах Островецкого района.
Литовская сторона сразу заявила о неприемлемости такого решения, поскольку оно «нарушает двусторонние договоренности и ограничивает право беларусских литовцев на обучение на родном языке».
При этом, по информации Министерства образования, науки и спорта Литвы, Пелясской школе финансирование выделяет литовское правительство. Рымдюнская школа содержится за счет Беларуси, но построена она в 1996 году на литовские средства. И сегодня стало известно, что школу в Пелясах беларусские власти и вовсе решили закрыть. Поводом стало предписание МЧС – в ходе мониторинга установлено наличие ряда угрожающих жизни и здоровью нарушений.
Две польские школы в Гродно и в Волковыске тоже построены и оборудованы за бюджетные средства Республики Польша.
Еще раньше, весной 2021 года, власти вплотную занялись польскими образовательными центрами. В апреле 2021 года по требованию прокуратуры экономический суд Брестской области принял решение ликвидировать ООО «Польская школа» в Бресте. Поводом для этого и для возбуждения уголовного дела против активистов незарегистрированного в Беларуси Союза поляков стало проведение мероприятий, приуроченных к Национальному дню памяти «отверженных солдат». В Польше это национальный праздник в честь участников антисоветского и антикоммунистического вооруженного подполья, действовавшего в Польше во второй половине 1940-х и в 1950-е годы. Также прокуратура отмечала, что на базе «школы» действовали курсы польского языка для соискателей карты поляка.
16 марта 2021 года проверка из прокуратуры пришла в польскую школу имени Стефана Батория, работающую в Гродно при незарегистрированном Союзе поляков Беларуси. Активисты Союза заявляли, что располагают информацией об аналогичных проверках, которые проходят или будут проведены в польских образовательных центрах по всей Беларуси, в том числе в отделениях Польской общественной школы в Бресте, Барановичах, Ляховичах, Волковыске. И опасались, что все такие школы могут быть ликвидированы.
Все эти события выстраиваются в логическую цепочку – раз Литва и Польша враги, то врагами становятся и литовская, и польская школы. В глазах беларусских властей они – проводники чуждых ценностей. И от них надо избавиться. Ну а то, что представителям этих национальных меньшинств будет теперь гораздо труднее выучить родной язык, идет «под нож» идеологической борьбы. Так нынешние беларусские власти продолжают дело царской России и СССР, где намеренно уничтожали и дискриминировали национальную культуру присоединенных народов и национальных окраин.
Ну а прецедент с Игорем Хмарой, задержанным за то, что разговаривал по-беларусски, ставит и беларусов в один ряд с национальными меньшинствами в собственной стране. Русификация, пророссийская пропаганда в государственных СМИ, гласные и негласные запреты в сфере культуры – режим управляет Беларусью так, как это делала бы российская оккупационная администрация. Сражаясь с национальными проектами, с символикой, с беларусским языком он, преследуя собственные цели, льет воду на российскую мельницу. Пожертвовав политической и экономической независимостью, власть готова пожертвовать одним из последних атрибутов независимости – родным языком.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.