24 февраля 2022 года началось полномасштабное вторжение Москвы на территорию Украины. Первые дни войны стали решающими — Украина не впала в растерянность и шок, а оказала ожесточенное сопротивление на всех фронтах. С тех пор мы каждые 30 дней подводим итоги очередного месяца войны, оценивая изменения в положении и действиях сторон.
Что важного и нового произошло за пятый месяц войны? В каком направлении сейчас развиваются боевые действия? Что неожиданное случилось?
Содержанием начального периода войны стал крах попыток Московии деморализовать, быстро разгромить и захватить основную часть территории Украины, включая столицу — Киев. Уступив около 20% территории, куда слабее вооруженная украинская армия в целом остановила агрессора, нанеся ему тяжелые потери в живой силе и технике.
Так президент РФ Владимир Путин при соучастии называющего себя президентом Беларуси Александра Лукашенко развязали самую крупную и кровопролитную войну в Европе с 1945 года.
Наступление российских войск за первые две недели войны в целом затормозилось, а затем в начале апреля состоялось крупнейшее до сих пор изменение линии фронта — поняв бесперспективность попыток захватить или окружить Киев, российское военное командование объявило первый «жест доброй воли». То есть полностью вывело свои войска из-под Киева, Чернигова и Сум.
Российские войска, отступившие в Беларусь, почти полностью покинули территорию нашей страны, хотя с беларусской территории и воздушного пространства периодически Москва продолжает ракетные обстрелы Украины.
Основными событиями войны в дальнейшем стали по сути 2 района — Мариуполь и Донбасс. Российские войска с 1 марта по 16 мая штурмовали позиции осажденного в Мариуполе украинского гарнизона, пока у украинцев не закончились запасы продовольствия, медикаментов и боеприпасов.
Отступившие с севера Украины войска были переброшены в Луганскую и Донецкую области Украины для генерального наступления, окружения и разгрома украинских войск в этом районе. По сути с апреля и до сего дня основные действия сухопутных войск происходили именно тут.
Официально российские войска после отступления из-под Киева и Чернигова перебрасывались в апреле для «полного освобождения ДНР и ЛНР» — то есть для наступления войск РФ на наиболее выдвинутой на восток части украинского фронта.
С апреля по начало июля украинские войска в этом районе упорно оборонялись, очень медленно, с боями отступая под ударами превосходящих сил. Однако ни одного раза московитам не удалось прорвать украинский фронт таким образом, чтобы выйти на оперативный простор и получить свободу маневра в украинском тылу.
Российская авиация, несмотря на численное превосходство, не смогла сыграть большую роль на поле боя, так как оказалась неспособна полностью подавить противовоздушную оборону украинских войск. Также оказалось, что украинская авиация, в отличие от того, что заявляло Министерство обороны РФ, не была полностью уничтожена в первые дни войны и продолжает боевые вылеты.
В итоге бои на Донбассе, ставшем главным театром боевых действий, стали напоминать позиционные бои времен русско-японской или Первой мировой — медленное продвижение под градом снарядов своей и чужой артиллерии, которая, как и 100 лет назад, оказалась основным оружием подавления или уничтожения врага.
Так, например, к маю Северодонецк и его непосредственный сосед, город Лисичанск, были последними оставшимися украинскими крупными опорными пунктами в Луганской области. Московиты всячески пытались прорвать оборону и окружить тут хотя бы часть защитников. Это им не удалось. 24 июня украинские войска покинули Северодонецк после упорных боев в городе.
При этом 23 февраля 2022 года Северодонецк и Лисичанск отделяло от линии соприкосновения с войсками РФ всего около 30 километров. Таким образом, чтобы пройти это расстояние, оккупантам, имевшим большое преимущество в силах и технике, потребовалось 4 месяца — это означает, что средняя скорость наступления московитов составляла около 250 метров в день.
«Они (украинцы) заставляют Вооруженные силы РФ платить очень высокую цену… Россия не достигла ни одной крупной цели. Продвижение ограничено несколькими сотнями метров каждые несколько дней в небольшой части восточной Украины. Это противоречит любому известному определению победы», — отметил министр обороны Великобритании Бен Уоллес 29 июня.
Сначала Россия, а через несколько месяцев и Украина, засекретили данные о своих потерях. Однако наблюдатели сходятся в том, что обе стороны в результате битвы на Донбассе, а также менее активных боевых действий на других направлениях, потеряли значительное количество солдат.
На пике боев, по мнению ряда аналитиков, потери сторон доходили до 100-200 человек в день. В США потери армии РФ оценили примерно в 15 000 убитыми, британская оценка — до 25 000 убитыми. Это означает, что общие потери РФ (вместе с ранеными) могут доходить до 80 000-100 000 человек, а то и более.
Украина могла понести более или менее сопоставимые потери. Однако Украина имеет довольно большой запас мотивированных резервистов, чтобы восполнить поредевшие части. Само нападение РФ на Украину обуславливает то, что украинскому руководству не надо долго убеждать людей записываться в армию.
Вряд ли это же можно сказать про московитов. Это наступление, видимо, привело к значительному обескровливанию пехотных и танковых частей РФ. При этом пополнение войск московитов началось сразу по нескольким линиям — в обычные армейские части, в так называемые «ЧВК», в новые добровольческие формирования, которые создаются по региональному признаку (так, например, формируются 2 татарских батальона, батальоны в Приморье, Башкортостане и т. д.) Основным фактором мотивации во всех трех случаях выступает денежный.
«В Татарстане, например, ещё 24 июня вышел указ главы республики Рустама Минниханова о единовременной выплате бойцам, вступающим в региональные батальоны «Алга» и «Тимер», в размере 260 тыс. рублей. Аналогичная ситуация в Башкирии — там заключившие контракт на службу в добровольческих батальонах получат от региона по 200 тыс. рублей плюс 2 тыс. рублей ежедневно на расходы. Региональные выплаты для контрактников в добровольческих батальонах предусмотрены и в других субъектах РФ», — прямо сообщает Russia Today.
При этом новонабранным добровольцам-московитам не хватает ни подготовки (она иногда ограничивается 2 неделями), ни даже мотивации для обучения, отмечает бывший офицер, околовоенный блогер Александр Арутюнов. Зачастую эти люди не получают даже самой примитивной медицинской подготовки, так как им говорят, что «аптечки получите на фронте».
В постсоветском военном сленге традиционно потери убитыми маркируются как «200-е», ранеными — «300-е». 2022 год обогатил это арго новым термином — «500-е», то есть солдаты и офицеры, отказавшиеся ехать воевать в Украину. В сленг очень редко попадает малораспространенное явление, поэтому, скорее всего, отток с неожиданно жестокой и кровавой войны совершенно целого и здорового, но совсем немотивированного личного состава, будет и впредь усугублять ситуацию с комплектованием московитских частей.
В начале лета мир осознал, что российская агрессия угрожает голодом значительной части мира. Украина не может вывезти свое зерно традиционным маршрутом через свои порты, а зерно из оккупированных районов Херсонской области Москва захватила и вывозит на свою территорию.
В конце июля проблема вроде бы была решена — ООН, Украина, Турция и РФ подписали соглашение о открытии черноморских портов Украины для поставок зерна на международный рынок.
Однако уже на следующий день российские дальнобойные ракеты ударили по Одессе — одному из тех самых портов, безопасность которого Москва гарантировала.
Россия целенаправленно била по порту Одессы, где хранится зерно, заявил в эфире национального телемарафона спикер командования Воздушных Сил Юрий Игнат. «В контексте того, что происходит сегодня с украинским зерном, был нанесен удар именно туда, где зерно. Поэтому видим, чего стоят договоренности со страной-террористом», – сказал Игнат.
Российские источники рисуют не самую оптимистическую картину кадрового голода буквально во всех разнообразных вооруженных формированиях РФ, которые воюют в Украине.
«Народная Милиция Республик, «контрактники» НМ ЛНР и ДНР, со средним и старшим комсоставом, тянувшим войну с 2014-го, доукомплектованные в феврале мобилизованными, понесли большие потери, частично восполненные резервистами. Полки и батальоны мобилизованных резервистов, укомплектованные резервными же командными кадрами, также понесли большие потери, восполнять которые некем – в Республиках выгребли уже всех хоть сколько-нибудь пригодных к войне мужиков. Всевозможные новонабранные ЧВК, кто не опятисотился (коих было изрядно), тоже весьма потрепаны, ищут людей. «ВагнерА», имевшие всё-таки определённый кадровый отбор, тоже изрядно потрёпаны, ищут людей. ВС РФ… угроблена масса техники, тяжёлые потери в живой силе во многих частях, масса «пятисотых», пока выезжают на том, что выставляют «боевые группы» составом примерно в усиленные батальоны с артиллерией от бригад или дивизий», — отмечает в блоге российский военнослужащий-связист «ЛНР» Андрей Морозов.
Подобные сентенции о батальонах численностью в роту и бригадах, в которых людей в несколько раз меньше, чем положено, озвучивают и другие российские «военные инсайдеры». Часто они же, например, печально известный экс-министр обороны «ДНР» Игорь Гиркин «Стрелков» требуют проведения в Московии мобилизации.
Аналогичных сообщений о кадровом голоде в украинской армии нет — причиной этого, скорее всего, является, как мы отмечали выше, куда более высокая мотивация украинских бойцов.
Кроме того, в боях за последние 5 месяцев российская армия потеряла массу современной военной техники — от танков Т-90 и Т-72Б3 до бронетранспортеров и БТР. На фронте были замечены давно снятые с вооружения образцы техники — БМП-1, танки Т-62 и других устаревших типов. Российская военная промышленность, очевидно, не успевает восполнить понесенные потери.
Использует старую технику и Украина, однако ее преимущество состоит в том, что ее промышленный тыл — это Евросоюз и США, которые поставляют ей часто самую современную технику. Так, относительное затишье в последние несколько недель на фронте частично связывают с эффективными ударами по позициям, штабам, складам боеприпасов и топлива ВС РФ высокоточных РСЗО HIMARS, отправленных украинцам из США.
Война в значительной степени зависит не от общего соотношения сил сторон, а от темпов израсходования и накопления в нужном месте ресурсов, которые затем должны использоваться для достижения наилучшего эффекта в наиболее выгодное время для себя и наиболее невыгодное время для противника.
Вполне вероятно, что в ближайшие месяцы мы увидим перелом в этой войне, которая началась как попытка войны молниеносной, а продолжается как война на истощение.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.