«Черный» PR, или Кому нужна вражда беларусов и украинцев

Отношения между властями Беларуси и Украины сложились неопределенные. Официальный Киев не признает Александра Лукашенко законно избранным президентом Беларуси. В Украине открыто представительство Светланы Тихановской. В то же время глава украинского государства Владимир Зеленский так и не встретился с Тихановской, а вот контакты с Лукашенко, хоть и «очень ограниченные», по-видимому, продолжаются.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба рассказал, что коммуникация между Киевом и Минском ведется «сухо-официально», а контакты остаются ограниченными.

Тем не менее контакты эти есть. И, несмотря на обвинения в соучастии в российской агрессии, Беларусь и Украина продолжают поддерживать дипломатические отношения.

По словам Владимира Зеленского, Лукашенко подавал некие сигналы о том, что он не контролирует действия российских войск. А сам Лукашенко, выступая на торжественном собрании накануне Дня независимости, заявил, что через Беларусь начался транзит украинского зерна. И беларусская железная дорога получила предоплату за транспортировку этих грузов. Что было бы невозможно без контактов на достаточно высоком уровне.

Параллельно есть и контакты с беларусскими демсилами. В Киеве работает представительство Светланы Тихановской, которое призвано налаживать связи с украинскими властями и защищать интересы беларусов в этой стране. Еще до войны, летом 2021 года, Светлана Тихановская рассказывала, что она и ее помощники «на связи с представителями правительства Украины».

Я один раз встречалась онлайн с господином Кулебой, позавчера мы пересекались с господином Зеленским на мероприятии в Литве (речь шла о Международной конференции по реформам в Украине, которая состоялась в Вильнюсе 7 июля 2021 года. – прим. Reform.by). Официальных встреч у нас не было, – поясняла тогда Тихановская.

Официально Владимир Зеленский и Светлана Тихановская не встретились до сих пор. Ощущение, что украинская власть старается не замечать демократического лидера Беларуси.

Понять украинское руководство можно. Что бы ни говорили сегодня в Украине о неэффективности беларусской армии, которая в случае вторжения окажется лишь «пушечным мясом» – власти этой страны совсем не заинтересованы в появлении беларусского фронта. Это оказалось бы серьезным ударом для Украины, вынужденной выдерживать массированное российское наступление на востоке.

Пока выглядит так, что второй фронт не нужен и Лукашенко. У него проблемы с субъектностью, легитимностью, он, вероятно, не контролирует российских военных на своей территории. Да и большинство беларусов, судя по данным исследований, выступают против прямого участия нашей страны в российско-украинской войне.

Но это не значит, что Украина в полной безопасности с севера. Лукашенко вполне может дать команду беларусским войскам вступить в войну, если, например, Украина будет проигрывать. Понимают это и в Киеве, поэтому в отношении беларусской армии придерживаются осторожной формулировки «на данном этапе угрозы не существует».

В такой форме беларусско-украинские отношения зафиксировались после начала войны. Официальный Минск продолжает «посылать сигналы», а Зеленский продолжает не признавать Тихановскую. К тому же такое признание волей-неволей вынудило бы Киев переформатировать сложившийся статус-кво.

Нельзя исключать и наличия каких-то негласных договоренностей между Киевом и режимом в Минске. Просто для того, чтобы лишний раз не провоцировать друг друга. Не стоит сбрасывать со счетов и возможные экономические интересы. До начала войны Беларусь была для Украины важным экономическим партнером. А некоторые высокопоставленные представители украинского истеблишмента были тесно связаны с нашей страной – украинские СМИ писали, что глава фракции «Слуга народа» и впоследствии председатель украинской делегации на переговорах с РФ Давид Арахамия мог быть связан с компаниями, которые вовлечены в схему поставок электроэнергии из Беларуси в Украину. Не беремся ничего утверждать, но в условиях войны и санкций появляется широкое поле для удобных и выгодных для всех сторон «серых» схем.

Периодически в соцсетях поднимаются волны хейта. Вот из последнего: украинский журналист Вахтанг Кипиани призывает, чтобы Беларусь заплатила за свое участие в войне территорией и репарациями. Другой персонаж ждет публичного осуждения войны, массовых протестов и диверсий, которые должны провести беларусы на территории своей страны (по версии автора, никто из беларусов этого, якобы, не делает).

Доходит до того, что беларусы, по мнению некоторых комментаторов, должны голыми руками остановить российские танки, превратившись в мясо на их гусеницах. Авторов не смущает, что это очевидная глупость – в «черном» PR объективная реальность и не нужна. Инициаторам очередного «срача» требуется лишь доказать, что нет никакой разницы между Лукашенко и остальными беларусами. Методично ставится под сомнение тезис о том, что беларусы и их представитель Светлана Тихановская выступают против войны. Анонимные комментаторы с завидной настойчивостью пытаются доказать, что разницы между Лукашенко и беларусским народом нет.

Весь этот хейт напоминает хорошо подготовленные PR-акции. Возможно, сложившийся расклад в отношениях политиков и подталкивает некие заинтересованные стороны «вбивать клин» между украинцами и беларусами. И не так важно, кто на самом деле за этим стоит – Москва или какие-то силы в Киеве или в Минске. Важна наша реакция.

Относиться к хейту нужно спокойно. И рационально. Лучше взглянуть на сегодняшние беларусско-украинские отношения, по крайней мере, на низовом уровне, без лишних эмоций и взаимных обвинений – и в недостаточном радикализме, и в отсутствии должной эмпатии к чужой трагедии. Всем, кто способен как-то помочь Украине, нужно помогать, не ожидая благодарности или одобрения.

А офису Светланы Тихановской – скорее встраиваться в антипутинскую коалицию и максимально способствовать победе Украины. Выстраивать беларусско-украинские отношения заново придется так или иначе. Но уже после победы.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.