Выживут только киноманы: обозреватель Reform.by совершила прогулку по кинотеатрам Минска в период кризиса кинорынка

Главное
Кинотеатр "Октябрь". Фото: Reform.by.

Обозреватель Reform.by поставила себе задачу — насладиться кино в минских кинотеатрах в отсутствии голливудских блокбастеров. Как ни странно, у нее почти получилось.

Прощай «Доктор Стрэндж. В мультивселенной безумия», «Топ Ган. Маверик», и прочие, и прочие голливудские релизы сезона. Да здравствует Хаяо Миядзаки, Луис Бунюэль и Аньес Варда! — как оказалось, в значительно поредевшей программе минского проката можно найти неплохие предложения.

С тех пор как с широких экранов в Беларуси ушел Голливуд, кинорынок похоронили уже трижды. С начала войны в Украине ведущие мировые кинокомпании — The Walt Disney Company, Warner Bros, Sony Pictures, Paramount — бойкотировали Россию, следом и беларусская киносеть оказалась отрезана от премьер мейджоров. Зависимость беларусского кинопроката от российских дистрибьюторов привела к кризису отечественного кинопроката. Как резко и просто высказался мой коллега: «Смотреть нечего». Но я предпочла все же посмотреть, где, как и что идет в минских кинотеатрах.

Выживут только киноманы: обозреватель Reform.by совершила прогулку по кинотеатрам Минска в период кризиса кинорынка
Фойе в кинотеатре «Октябрь». Фото: Reform.by.

«Выбираемся сами»

Летний вечер. Кинотеатр «Пионер». Я захожу в знакомый вестибюль и пытаюсь отыскать расписание сеансов. Нахожу распечатанную на листе таблицу в витрине, — над ней в задумчивости склонился мужчина. «Скажите, пожалуйста, а неигровое кино — это что значит?», — обращается он ко мне. «Это документальное кино», — отвечаю я потенциальному зрителю, и мы вместе пытаемся разгадать, что за фильм мой собеседник увидел в расписании. Оказывается, мужчина высмотрел небольшую документальную короткометражку про Беларусь, которая показывается перед беларусской детской картиной «Невероятное перемещение» Александра Анисимова. «Видимо, это какой-то ролик в нагрузку», — предполагает он. «Ого! Беларусское кино показывают», — удивляюсь я, зная, что обычно это редкое явление для минского кинопроката.

«А вот какой семейный фильм можете посоветовать?», — пытается дальше сориентироваться собеседник. К нам подходит работница кинотеатра и помогает мужчине. «Вот «Артек. Большое путешествие» — хорошая картина, — рекомендует она. — Российская». Я оборачиваюсь и вижу на стене афиши российских кинолент: того же «Артека…» с Михаилом Галустяном в главной роли, «Своя война. Шторм в пустыне» Алексея Чадова… Понимаю, что минский «Киновидеопрокат» неизбежно зависим от российского кинорынка, и российский контент в данном случае — это в последнее время неизбежное зло, за счет которого пытаются выжить беларусские кинотеатры.

Выживут только киноманы: обозреватель Reform.by совершила прогулку по кинотеатрам Минска в период кризиса кинорынка
Афиши в кинотеатре «Пионер». Фото: Reform.by.

Однако мужчина явно не разделяет мои взгляды. Он с интересом откликается на слова работницы «Пионера» и продолжает ее расспрашивать. Посетитель просто хочет посмотреть семейное movie, не углубляясь в идеологические тонкости и колониальную культурную политику, которая оказывает влияние на нашу жизнь вот уже столько лет. Но — ладно.

Я быстро иду к кассе и делаю выбор: «Один билет на «Виридиану». Нужно отметить, что рядом с российским кино в расписании «красуется» мировая классика — фильм «великого испанца» Луиса Бунюэля «Виридиана» (1961) — который, к слову, был запрещен в Испании вплоть до самого падения франкистского режима. С нескрываемой радостью я покупаю билет у молчаливой работницы кассы.(Отмечу, что здесь и далее я сознательно выбирала вечерние сеансы).

Немного смущает объявление рядом: «Уважаемые посетители! Киносеансы в кинотеатре «Пионер» осуществляются при заполняемости зала от трех человек». Вот он — кризис во всей красе, думаю я, проходя мимо фуд-точки в фойе.

В большом зале на 278 мест, где демонстрируется фильм Бунюэля, я насчитываю восемь голов. Публика чувствует себя неплохо: можно сказать, что собрались все свои. Никакого шуршания поп-корна и шума трубочек, допивающих «Кока-Колу». Маленький стаканчик кофе и выключенные телефоны. Фильм — на языке оригинала с русскими субтитрами. Восемь рублей за билет — именно столько сегодня стоит вход в киноманский рай.

Когда в конце просмотра картины экран погас и наша прекрасная компания продолжила сидеть в темноте, у меня случился катарсис. «Неужели так бывает?» — подумала я. Но зрительница через три ряда разрушила чары: «Не рассчитывайте на то, что включат свет. Это уже не в первый раз в этом кинотеатре. Выбираемся сами», — говорит девушка и включает фонарик на мобильном. Мы, последовав ее примеру, стали двигаться в темноте, освещая себе дорогу мобильными телефонами. Лучшей метафоры и нельзя было найти: «Дорогой зритель, твой свет — в твоих руках».

«Вот это да! — протянул молодой человек за моей спиной. — Может, нам остаться?«.

Выживут только киноманы: обозреватель Reform.by совершила прогулку по кинотеатрам Минска в период кризиса кинорынка
Фото: Reform.by.

«Ждем не дождемся, когда зрители вернутся в кинозалы»

Если просмотреть афиши кинотеатров, обнаружится, что минский «Киновидеопрокат» все же выживает не только за счет российского кино. Среди предложений — и проекты небольших европейских, американских студий, польские фильмы, индийские, корейские… После magnum opus Луиса Бунюэля я выбираю боевик не совсем известного мне корейского режиссера Ли Сан-ён «Криминальный город-2». Еду в кинотеатр «Мир», который буквально в начале лета обновился после ремонта — посмотреть кино и его посвежевший облик.

«Извините, но сеанс «Криминальный город-2» не состоится, — с ходу останавливает меня работница кинотеатра. — Вы — единственный зритель, кто пришел на фильм, — объясняет она ситуацию. — А мы запускаем картину, если собирается минимум трое». Я не скрываю своего огорчения.

На мою реакцию кассир сетует, что работникам кинотеатров не меньше надоела эта ситуация. «Мы ждем не дождемся, когда зрители вернутся в кинозалы. А у нас тем более — и ремонт был. Кассы перенесли, залы модернизировали». Женщина поясняет отсутствие блокбастеров в репертуаре санкциями больших студий из-за военных действий России в Украине. «И когда это закончится — можно только предполагать», — разводит она руками. Надо отметить, что сотрудница кинотеатра охотно рекламирует картины, которые можно посмотреть в другие дни. «А беларусское кино случайно не стали показывать?» — интересуюсь.

Выживут только киноманы: обозреватель Reform.by совершила прогулку по кинотеатрам Минска в период кризиса кинорынка
Кинотеатр «Мир». Фото: Reform.by.

И размышляю о том, что в ситуации «когда на безрыбье и рак — рыба», беларусское кино вполне могло получить шанс на запуск на экраны пустующих кинотеатров. Несмотря на репутацию «Беларусьфильма», зрителю можно было бы показать неплохие ленты, созданные за последние десятилетия — ту же «Масакру» Андрея Кудиненко, «Волки» Александра Колбышева; среди независимых беларусских лент — прекрасный вариант «II» Влады Сеньковой, «Беларусский психопат» Никиты Лаврецкого, «Хрусталь» Дарьи Жук

«Возможно, — пожимает плечами моя собеседница, — но этот вопрос не ко мне».

Вместо знакомства с кино Ли Сан-ён я получаю приятную беседу и беглый осмотр фойе.

Кризис в кинопрокате плюс кризис в стране

Итак, на этот раз я решаю поискать в минской афише уже что-нибудь эдакое. Как раз на неделе в «Falcon Club Бутик Кино» начался прокат документальной ленты «бабушки французской новой волны» Аньес Варда о французско-английской актрисе и иконе стиля Джейн Биркин — «Джейн Б. глазами Аньес В».

Частные кинотеатры — это немного другие условия и вызовы, но они также стагнируют в кризисной ситуации. «Хуже, чем в пандемию», — делились со мной специалисты. Заметно, что в отсутствие лент мейджоров, которые делали кассу, ставка сейчас в частных киносетях делается на фирменные проекты. И здесь в выигрыше оказываются те, кто формировал свою публику за годы до кризиса.

Выживут только киноманы: обозреватель Reform.by совершила прогулку по кинотеатрам Минска в период кризиса кинорынка
Фалкон Клаб. Фото: Reform.by.

Так, теперь на известный проект «Зал №4» в «Falcon Club Бутик Кино» неизменный аншлаг. Напомним, что в его рамках можно обсудить авторское кино с киноэкспертом и продегустировать вино.

«Silver Screen» активно продолжает раскручивать проект Art Space. «Как обычно, смотрим фильм, а затем обсуждаем с лектором», — анонсируется на сайте новая картина «Мой Рембрандт» в рубрике. И надо отметить, что в качестве лектора здесь выступает настоящая звезда в сфере искусства — Никита Монич. Специалист выходит на связь с публикой онлайн.

В репертуаре «Falcon Club Бутик Кино» и сети кинотеатров «Silver Screen» — также показы постановок ведущих театров мира — проект «TheatreHD». К слову, в ближайшее время в расписании запланирована трансляция спектакля литовского режиссера Римаса Туминаса «Война и мир» по роману Льва Толстого.

Как поделились информацией источники из кинопрокатной сферы, в частности, в «Falcon Club Бутик Кино» на показы проекта «TheatreHD» зритель ходит охотно. Однако тут многое зависит от звездного статуса актеров: спросом пользуются спектакли с участием международных звезд — Бенедикта Камбербетча, Тома Хиддлстона, Иэна Маккеллена, Джеймса Макэвоя — словом, все как в кино. Звезда привлекает зрителя.

Также частные кинотеатры придумывают разные форматы, связанные не только с кино — тот же проект Vinoпробы; плюс сети предлагают свои площади в аренду. Недавно в СМИ проходила информация об аренде залов «Фалкон Клаб» для проведения Национального телевизионного конкурса «Телевершина». Однако как удалось навести справки, инициатива аренды все же исходила не от комплекса, а от госструктур. И в данном случае, речь идет об «Arena Falcon Club» для проведения концертов, а не о «Бутик Кино».

Выживут только киноманы: обозреватель Reform.by совершила прогулку по кинотеатрам Минска в период кризиса кинорынка
Пространство кафе в «Фалкон Клаб Бутик Кино». Фото: Reform.by.

В этом контексте вспоминаются и репрессии, которые затронули ту же сеть «Silver Screen». История нашумевшего задержания коммерческого директора сети Александра Демидовича буквально сегодня получила продолжение: на специалиста завели уголовное дело за участие в протестах 2020 года.

Словом, к кризису на кинорынке подключается и политический кризис в Беларуси. Впрочем, эти вещи не стоило и разделять.

Однако вернемся все же к Джейн Биркин и Аньес Варда.

Я приезжаю буквально впритык к началу сеанса и узнаю, что… помните историю с сеансом в «Мире»? — да, я единственный зритель. Предчувствуя знакомые нотки сожаления в голосе работницы кинотеатра, я неожиданно получаю ответ: «Какое место предпочитаете?». Девушка показывает мне на электронной панели схему кинозала. Как оказалось, в «Falcon Club Бутик Кино» запускают фильм и для одного посетителя. (Отмечу, что и билет на сеанс стоил 16 рублей). Я выбираю место и при входе в небольшой зальчик сажусь уже, где душа пожелает: вокруг — ни души. Кроме, разумеется, многоликой Джейн Биркин и фэнтезийной Аньес Варда на экране. Время в их компании пролетает незаметно, но в конце фильма я замечаю досадную пустоту — отсутствие других зрителей делает опыт просмотра неполным. Иначе говоря, опыт не разделен, что и делает его незавершенным. При всей любви к полупустым кинозалам, внезапно я осознаю потребность в Другом зрителе, пусть он и не согласится с моей точкой зрения. Не случайно киносеанс — это индивидуальный и в то же время в случае с публичным кинотеатром — коллективный опыт, который позволяет видеть свое кино и одновременно вполне конкретное. Другой (человек) в этом случае — важная его часть.

Любопытно, что двигаясь на выход по длинному коридору «Бутик Кино», я встречаю молодую пару. «Все, сегодня мы уже этот фильм досмотрим», — говорит молодой человек девушке. Вот оно — наконец! — я обнаруживаю преимущество данной ситуации — можно прерывать просмотр ленты множество раз и снова к ней возвращаться. Ведь один и тот же фильм в нашем поредевшем репертуаре идет как минимум… один месяц, а то и несколько.

Так кто же выживет в условиях кризиса? Те компании, кинотеатры, проекты, у которых уже есть своя аудитория, формировавшаяся не один год. К слову, я было подумала сходить на свежее кино проекта Сinemascope «Можжевеловое дерево» с участием Бьорк, — но билетов не оказалось. Sold out.

Выживут только киноманы: обозреватель Reform.by совершила прогулку по кинотеатрам Минска в период кризиса кинорынка
Новые кассы в кинотеатре «Мир». Фото: Reform.by.

Вместо P. S.

Ближайшие премьеры минского кинопроката, на которые стоит обратить внимание:

1. С конца июня в прокат выходит испано-аргентинская комедия Мариано Кона и Гастона Дюпра «Главная роль». В главных ролях — Пенелопа Крус, Антонио Бандерас, Оскар Мартинес«Новая блестящая работа тандема, атакующего святая святых — кинематограф больших идей, метящий в вечность», — так охарактеризовал ленту Антон Долин в «Медузе».

2. «Falcon Club Бутик Кино» с 30 июня запускает фестиваль летних итальянских комедий. В основном — фильмы последних пару лет, которые демонстрировались в прокате, но будут и свежие картины. Следите за расписанием.

3. В июле предлагаю проснуться любителям «джалло». В минский прокат выйдет последняя лента мэтра поджанра итальянских ужасов — самого Дарио Ардженто — «Темные очки». Все будет вопиюще старомодно, абсолютно нереалистично, но Ардженто по-прежнему будет в ударе, демонстрируя дар создавать все (в том числе и продуманный китч) из ничего.

4. Не стоит сбрасывать со счетов анимацию. В июльской афише обещают первый боснийский полнометражный анимационный фильм «Птицы как мы» в озвучке прекрасных актеров. Думаю, стоит обратить внимание.

5. Проект Сinemascope порадовал новостью о запуске нового сезона «Кинемо» — фестиваля немого кино под живую музыку. Проект хотят запустить в августе, сейчас команда кинокомпании ищет подходящую площадку — как говорится, не проходите мимо.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: