Александр Лукашенко на недавнем семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне» заявил, что уже пришло время для создания в Беларуси политических партий. Несмотря на то, что сам он к партиям относится настороженно. По горячим следам в Совете Республики состоялось заседание экспертного совета под председательством Натальи Кочановой, на котором обсуждалось создание и деятельность политических партий и общественных объединений. Власть взялась за партийное строительство.
Хотя подбирались к этому вопросу долго и осторожно. Сначала, после событий 2020 года, хотели взяться за уже существующие партии. О их проверке и перерегистрации Лукашенко заявил в сентябре 2020 года, выступая перед политическим активом. После этого Минюст запросил у партий сведения об их составе. Ряд партий отказались предоставить такие данные и получили предупреждения.
В феврале 2021 года, в заключительном выступлении на Всебеларусском народном собрании Лукашенко поручил провести перерегистрацию беларусских политических партий.
В апреле 2021 года Лукашенко провел совещание по партийному строительству, отметив, что «на Всебеларусском собрании мы с вами определили четкий алгоритм: «принимаем закон о партиях, затем максимум до конца года проводим перерегистрацию всех политических партий на основании этого закона».
На совещании он описал и свое видение будущих партий. При их создании нужно руководствоваться вопросами безопасности. Сами же партии должны стать кузницей кадров, объединяя тех, кто способен взять на себя бремя ответственности за страну и обладает государственным мышлением. По мнению Лукашенко, только такие партии могут претендовать на существование. Остальные, особенно имеющие финансирование из-за рубежа, должны быть ликвидированы. Ну а разработчики будущего закона были предупреждены: «Если мы допустим хоть малейшую ошибку при формировании партий, ссылаясь якобы на некий зарубежный опыт, мы уничтожим страну, мы ее развалим».
Закончился 2021 год, а новый закон о политических партиях так и не появился. Похоже, власть откладывала решение этого вопроса. Свою осторожность в партийном строительстве Лукашенко объяснял «отсутствием запроса от общества». Он говорил, что государство не стимулировало развитие партий, поскольку этот вопрос будоражит лишь политизированную публику в крупных городах.
«Запроса на них у общества не было. Он и сейчас не выражен. Как показывают различные социологические исследования, уровень доверия к существующим партиям близок к статистической погрешности», – заявлял он на апрельском совещании по партийному строительству. Партии, по мнению Лукашенко, «должны вызревать сами, снизу». Поэтому не надо «форсировать ничего искусственно».
Хотя в последнее время в Беларуси появлялись как минимум несколько партийных инициатив. О намерении создать партии объявляли команда Виктора Бабарико и Павел Латушко. Эти проекты не были реализованы. В марте 2021 года прошел учредительный съезд пророссийской партии «Союз», в котором приняли участие деятели из так называемой ДНР. В мае Минюст отказал «Союзу» в регистрации. Также была инициатива по созданию «Демократического союза» от Юрия Воскресенского. Но это движение стало разваливаться, еще не успев став партией. В апреле создание «Нашей партии» анонсировал Андрей Дмитриев из ликвидированного властями общественного объединения «Говори правду». В сентябре 2021 года председатель провластного общественного объединения «Белая Русь» Геннадий Давыдько рассказал, что «группа товарищей» собирается зарегистрировать провластную партию «За Родину», в которую смогут вступить члены «Белой Руси».
При этом с начала века в Беларуси не было зарегистрировано ни одной партии. Например, попытки оргкомитета по созданию БХД зарегистрировать партию не увенчались успехом.
Создавалось ощущение, что либо элиты лоббируют идею партийного строительства, но Лукашенко каждый раз откладывает ее реализацию, либо он сам понимает необходимость создания партий, но все равно опасается и не спешит приступить к претворению этого проекта в жизнь. Как бы там ни было, тема партийного строительства в очередной раз заглохла. Протесты практически сошли на нет, перерегистрация, то есть ликвидация ряда оппозиционных партий, видимо, перестала быть первоочередной задачей. А власть была слишком поглощена разработкой новой Конституции и подготовкой референдума. Наверняка на ход событий повлияло и начало российской агрессии против Украины. Но после изменений в Основном Законе Беларусь неизбежно должна вступить в новый политический цикл. И о партийном строительстве заговорили снова.
Впрочем, настороженность к партиям у Лукашенко, по его словам, никуда не делась. Тем не менее он пообещал в ближайшее время предпринять «и на уровне парламента, и на уровне практических действий ряд шагов, очень существенных». «Начинайте уже сегодня. Чтобы отмашку дали – регистрируйте свои партии и работайте».
Вот так и будут создаваться партии – по отмашке свыше. При этом было заявлено, что денег на партии государство не даст. «Вы на это не рассчитывайте», – сказал Лукашенко.
Он пояснил, что вновь создаваемые партии должны быть абсолютно лояльны власти.
«Бороться будем против тех партий, которые поставят своей целью разрушать страну. Министр юстиции, генерал не пропустит ни одного шарлатана, который на это будет нацелен. Неважно, какие там партии — с востока, с запада или севера — будут. Мы независимая страна, мы должны действовать в собственных интересах, и только такие партии могут быть», – заявил Лукашенко.
По мотивам сказанного Наталья Кочанова и обсуждала с экспертным советом минимальный порог численности для создания и деятельности политической партии, возрастной ценз учредителей, создание организационных структур в областях и столице, периодичность избрания руководящего органа, требования по ликвидации партий в случае получения ими денежных средств или иного имущества из иностранных источников. Готовится анонсированный закон о гражданском обществе, и все правила игры будут тщательно продуманы и расписаны заранее.
Поэтому очевидно, что на беларусской политической карте не появятся пророссийские или прозападные партии. Этого не допустят приставленные к процессу генералы. А уже существующие оппозиционные после принятия нового закона, скорее всего, прекратят свое существование, а перерегистрироваться или зарегистрироваться вновь им вряд ли дадут, ведь, по мнению власти, их цель – разрушить страну. Действующие лояльные партии вроде ЛДПБ или аграриев наверняка останутся и будут работать, как прежде. Появятся некие новые, причем, не одна партия власти, а как минимум несколько. Зачем же власть решила заняться имитацией демократических процессов?
Во-первых, это, как и говорил раньше Лукашенко, станет «кузницей кадров». «Придворные партии» будут инструментом для проверки на лояльность. И помогут исключить попадание непроверенных людей в представительную власть. А часть испытанных кадров можно будет задействовать и во власти исполнительной.
Во-вторых, это создаст площадку, которая позволит обслуживать интересы различных кланов и группировок в самой системе. Называться все эти партии, конечно, станут иначе. Но, по сути, могут представлять «партию милиции», «партию армии», «партию бюрократов», «партию придворного бизнеса» и так далее. Не обязательно именно так – они могут и группироваться друг с другом. Но это позволит представителям элит отстаивать свои клановые или, если хотите, сословные интересы. И в определенном смысле «выпускать пар» межклановой конкуренции.
В-третьих, это инструмент для выбора и «раскрутки» будущего преемника, вопрос о котором рано или поздно все равно встанет. Его можно выбрать из наиболее проверенных и лояльных, создав заранее определенную узнаваемость и бэкграунд. При этом он не будет вступать в прямую конкуренцию на политическом поле с главной фигурой.
В-четвертых, партии могут, поддерживая власть по основным вопросам, конкурировать друг с другом по темам второстепенным. С одной стороны это дает возможность создать иллюзию неких демократических процессов, с другой – позволит власти делать вид, что общественное мнение хоть как-то, да учитывается.
А вот одной партии власти, по аналогии с КПСС, очевидно, не будет. Никто не позволит создать такой единый и мощный центр силы. Партии должны стать второстепенным инструментом, дополняя друг друга. Каждая из них по правилам игры не сможет вырасти в слишком влиятельную. Это как детали мозаики – собранные воедино создают необходимую власти картинку. А разбери ее на части – превратятся в бесполезные кусочки стекла.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: