Беларусское руководство намерено придать новый импульс развитию микроэлектронной промышленности. Этому, по мнению официального Минска, способствуют санкции, под действием которых оказались Беларусь и Россия. Добавим, что этому поспособствуют и немалые ресурсы, которые Москва выделяет на свою программу развития электронной промышленности. Освоить хотя бы часть этих ресурсов и намеревается беларусская сторона.
По мнению Александра Лукашенко, в создавшейся ситуации необходимо если не догнать передовые страны, то производить у себя критически важные продукты и не зависеть от импорта. Он считает, что до распада СССР беларуская микроэлектроника была сопоставима с продукцией доминирующих сейчас на рынке компаний. Правда, речь идет о восьмидесятых годах прошлого века и более раннем периоде, то есть о том, что было 30-50 лет назад. Однако на этом основании он полагает, что и сегодня Беларусь не утратила передовых позиций. А вот с этим, как говорится, есть вопросы.
Санкции на поставки в Россию микроэлектроники – один из самых тяжелых ударов по ее экономике. Микросхемы сегодня применяются везде – и в простейшей бытовой, и в сложной военной технике. Без них невозможно произвести ни стиральную машину, ни автомобиль, не говоря уже о более сложной номенклатуре. Собственных разработок в этой области у россиян практически нет. Как признал в недавнем интервью РБК вице-премьер правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрий Борисов, в последние десятилетия Россия не занималась развитием электронного машиностроения.
После введения санкций ведущие производители микроэлектроники отказались продавать России свою продукцию. И все оборудование для электронного машиностроения, по словам Юрия Борисова, находится под санкциями. При этом производят его лишь «недружественные» России страны. Санкции заставили российское руководство искать варианты для замещения высокотехнологичной продукции. В РФ была разработана программа развития электронной промышленности до 2030 года. На нее планируют потратить 2,74 триллиона российских рублей. Это большие деньги. На часть этих ресурсов и рассчитывает беларусское руководство, неустанно говоря об импортозамещении.
Владимир Путин в конце мая заявил, что договорился с Александром Лукашенко о выделении средств на производство микроэлектроники.
«Даже договорились выделить отдельное финансирование на те производственные проекты внутри Беларуси, продукты которых будут востребованы в самой России. Это очень интересное и перспективное направление», — пояснил задачу президент РФ.
С одной стороны, это уникальная ситуация для беларусских производителей. Продукция предприятий Минпрома, выпускающих электронику, полностью востребована в России на фоне санкций, сообщил министр промышленности Петр Пархомчик. По его словам, беларусские предприятия сейчас полностью загружены. «Интеграл» демонстрирует рост объемов производства на 30%. И прирост показателей обеспечен новыми заказами из России.
«Все то, что, скажем, производилось и поставлялось в Российскую Федерацию из «недружественных» стран, Российская Федерация готова передать для производства на наши предприятия. То есть это наш «Планар», наш «Интеграл», включая предприятия Национальной академии наук», — сказал министр.
При этом количество заказов, по его словам, увеличивается по нарастающей, а российская сторона просит как можно сильнее сократить сроки производства.
С другой стороны, возможности беларусских предприятий ограничены. Тут дело в технологиях, в которых, несмотря на оптимизм беларусского руководства, отечественные производители заметно отстали от ведущих мировых компаний.
Сообщалось, что в 2008 году на «Интеграле» была запущена линия по выпуску микросхем на 0,35 микрометров. Это составляет 350 нанометров. 350 нанометров — техпроцесс, соответствующий уровню технологии, достигнутому в 1995-1997 годах ведущими компаниями-производителями микросхем, такими как Intel, IBM и TSMC. Уровень военных авиакосмических микросхем в США сегодня – 20 нанометров. Планировалось, что к 2023 году на «Интеграле» появятся микросхемы в 110, 90 и даже 40 нанометров. Но, судя по информации на сайте предприятия, барьер в 350 нанометров так и не был преодолен.
В СМИ была информация о том, что Зеленоградский наноцентр, сотрудничающий с нашим «Планаром», к 2026 году совместно с беларусской стороной намерен лишь только разработать степпер на 130 нанометров, имея в виду в перспективе, что эти 130 можно будет развивать в сторону 90. Степпер – это литографическая установка, использующаяся при изготовлении полупроводниковых интегральных схем.
Это колоссальное отставание. Нельзя сделать конкурентоспособный процессор по технологии 65 нанометров, он всегда будет уступать процессору по 4 или 3 нанометра, сказал в интервью РБК вице-премьер правительства РФ Юрий Борисов. И с этим трудно поспорить.
В то же время определенную и востребованную сегодня в России продукцию беларусские предприятия выпускать могут. Та же оборонная промышленность имеет специфические требования, которые как раз реализуются на устаревших микросхемах со старыми техпроцессами, от 130 нанометров и выше. Так что для российской «оборонки» это выход. Она, похоже, и станет локомотивом импортозамещения. С «гражданской» продукцией все гораздо сложнее. История о замещении продукции таких гигантов как TSMC, Intel или Texas Instruments выглядит, скорее, сказкой. Но кого интересует гражданская продукция в военное время.
Россия готова тратить на войну. И беларусские власти очень хотят заполучить эти средства. Хотя стопроцентной уверенности в успехе, у них, похоже, нет. Не зря же Лукашенко вспомнил о том, что в «Интеграл» уже инвестировали немалые средства. И тогда там «не выполнили того, что обещали». «Сможем ли мы обеспечить потребности России и Беларуси?» – задал он вопрос, добавив, что «деньги на это есть». В ответ получил, как показалось, не очень уверенный кивок гендиректора ОАО «Интеграл» Виталия Солодухи.
Хотя есть и другой путь, о котором не принято говорить вслух. Больше десяти лет назад немало шума вызвала история о наклейках «Интеграл», которые клеились на мониторы компании ACER, закрывая оригинальный логотип. Потом эти мониторы продавались под видом выпущенных в Беларуси. Позже выяснилось, что это был не единственный пример. Если говорить о таком «импортозамещении», то техпроцессы в нанометрах просто не будут иметь никакого значения. Если вы понимаете, о чем я.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.