Сегодня Минский областной суд на закрытом заседании начал рассматривать дело сотрудников БелаПАН. Обвиняемые – главный редактор и директор старейшего независимого новостного агентства Беларуси Ирина Левшина, бывший директор агентства и экс-собкор телеканала ОРТ в Беларуси Дмитрий Новожилов, журналист и медиаменеджер Андрей Александров и его подруга Ирина Злобина.
Обвинения предъявлены по нескольким статьям Уголовного кодекса. Андрей Александров и Ирина Злобина обвиняются в подготовке лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок. Так в прокуратуре оценили оплату штрафов и услуг адвокатов задержанным в ходе акций лета и осени 2020 года. Также в вину им вменяется оказание помощи иностранной организации «БАЙХЭЛП» и ее представителям в деятельности, направленной на причинение вреда национальной безопасности, что квалифицировано как измена государству.
Андрей Александров, Ирина Левшина и Дмитрий Новожилов обвиняются и в создании экстремистского формирования из числа работников ЗАО «БелаПАН» и иных лиц и руководстве им. В сообщении прокуратуры говорится о размещении на интернет-ресурсах материалов, расцениваемых как экстремистские. Кроме того, Андрею Александрову и Дмитрию Новожилову предъявлено обвинение в уклонении от уплаты подоходного налога за февраль 2015 года – апрель 2021 года. Ущерб оценен в сумму около 450 тысяч рублей. Следствие утверждает, что иностранные структуры финансировали деятельность БелаПАН с 2014 года на общую сумму около 1 600 000 долларов.
БелаПАН – Беларускае прыватнае агенцтва навін – было создано в 1991 году журналистом и писателем Алесем Липаем. До этого Алесь работал в популярной в те годы молодежной газете «Знамя юности». С 1988 года был собственным корреспондентом «Радио Свобода» в нашей стране. Агентство БелаПАН быстро завоевало репутацию оперативного источника достоверной информации: его новости публиковали ведущие СМИ, на рассылку БелаПАН были подписаны многие государственные медиа, посольства и представительства международных организаций. Агентство стремилось зарабатывать, однако редакции беларусских независимых медиа долгие годы получали доступ к информационной ленте БелаПАН бесплатно. Такова была позиция Алеся Липая, который всегда стремился помочь коллегам.
БелаПАН часто был среди первых. В 1995 году в структуре агентства появилась социологическая служба «Зеркало», проводившая исследования по изучению общественного мнения, на базе которых готовились масштабные аналитические материалы. Такого проекта в беларусских медиа еще не бывало. В 2002 году была запущена первая в стране интернет-газета «Беларусские новости». И до этого некоторые отечественные СМИ имели интернет-версии, но все они в той или иной мере было клоном печатного издания. «Беларусские новости» же были только в Сети. Агентство готовило инфографику, всерьез развивало видеоредакцию – в этом и во многих других направлениях журналисты и специалисты БелаПАН были пионерами в нашей стране. Во многом это заслуга Алеся Липая, который всегда умел собирать вокруг себя талантливых и компетентных людей.
БелаПАН стабильно занимал первые места в рейтинге Media IQ, оценивавшего соответствие СМИ стандартам журналистики. Новостники агентства всегда оказывались на высоте.
Борьба беларусских властей с независимыми СМИ началась задолго до событий 2020 года. Хотя именно после этой избирательной кампании она стала беспрецедентно жестокой – по данным Беларусской ассоциации журналистов, на сегодняшний день в Беларуси за решеткой находится 27 представителей СМИ. И эта цифра, к сожалению, увеличивается.
Но независимые СМИ, в том числе и БелаПАН, не давали властям покоя и раньше. Сайт информагентства и его «дочки» издания «Беларусские новости» не раз попадал под блокировки в ходе различных политических кампаний. В июне 2018 года генерального директора БелаПАН Алеся Липая обвинили в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере «из-за неуплаты подоходного налога с доходов, поступивших из-за границы». Силовики возбудили уголовное дело. Липай тогда заплатил и налог, и пеню.
А в августе главред БелаПАН Ирина Левшина и журналист агентства Татьяна Коровенкова стали фигурантами «дела БелТА»: 14 журналистов разных изданий обвинялись в несанкционированном доступе к компьютерной информации – к доступной только по подписке новостной ленте государственного информагентства, которая, впрочем, не отличалась от находящейся в открытом доступе. В ноябре Следственный комитет прекратил уголовное преследование в отношении Ирины Левшиной. Как и к другим фигурантам дела, к ней была применена мера административного взыскания в виде штрафа. До суда дошло только дело главного редактора портала TUT.by Марины Золотовой.
23 августа 2018 года умер основатель БелаПАН Алесь Липай. Он давно и тяжело болел, а события лета 2018 года, по мнению коллег, приблизили его смерть.
А 12 января 2021 года был задержан журналист и медиаменеджер Андрей Александров. В 2015-2018 годах Андрей работал заместителем директора БелаПАН, а позже сотрудничал с агентством как консультант. Александрова и его девушку Ирину Злобину власти подозревали в финансировании протестов. По версии следствия, Андрей Александров и Ирина Злобина с августа 2020 года занимались финансированием лиц, принимавших участие в массовых беспорядках и других протестных акциях в том числе путем оплаты штрафов, возмещения содержания в ЦИП и ИВС. В офисе БелаПАН по делу Александрова прошел обыск. Летом 2021 года Андрею Александрову было предъявлено новое обвинение – в измене государству.
В конце мая стало известно о проведении налоговой проверки деятельности информагентства – милиция опрашивала журналиста БелаПАН Дмитрия Яненко.
Силовики снова пришли в БелаПАН августе 2021 года. В офисе и дома у многих сотрудников агентства провели обыски. Часть журналистов редакции после допросов отпустили. В официальном телеграм-канале Следственного комитета появилась информация, что «по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 342 («Организация и активное участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок») Уголовного кодекса Республики Беларусь задержаны должностные лица беларусского информационного агентства БелаПАН — Дмитрий Новожилов, Екатерина Боева и Ирина Левшина». Был изъят сервер агентства.
Кроме этого, сообщалось, что «следствием инициирована налоговая проверка деятельности БелаПАН, в ходе которой уже выявлены нарушения налогового законодательства Республики Беларусь. После определения окончательной суммы неуплаченных в доход государства налогов следствием будет дана правовая оценка действиям должностных лиц БелаПАН по ст. 243 («Уклонение от уплаты налогов, сборов») Уголовного кодекса Республики Беларусь».
Через десять дней бухгалтер БелаПАН Екатерина Боева вышла на свободу. Она была освобождена под обязательство о явке и по-прежнему находилась в статусе подозреваемой. Ирина Левшина и Дмитрий Новожилов остались под стражей. Им были предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов. Ирина Левшина отказалась давать показания.
К моменту задержания Дмитрий Новожилов уже не занимал должность директора БелаПАН. Посты главного редактора и директора стала совмещать Ирина Левшина. Дмитрий уехал из Беларуси летом 2021 года, но вынужден был вернуться в страну по семейным обстоятельствам. По воспоминаниям коллег, Ирине Левшиной тоже неоднократно советовали уехать из страны. Уже прошел разгром портала TUT.by, уже были арестованы журналисты «Нашай Нiвы» Егор Мартинович и Андрей Скурко. Было понятно, что власть объявила войну независимым СМИ. Но Левшина отказалась уезжать. «Принципиальной была позиция Ирины, что капитан должен быть на корабле до последнего. Как мы видим, так получилось, что она выполняла свои обязанности до последнего» – вспоминал руководитель аналитических проектов БелаПАН Александр Класковский.
В ноябре 2021 года по решению КГБ Беларуси старейшее независимое информационное агентство БелаПАН признано экстремистским формированием. Ирине Левшиной и Дмитрию Новожилову было предъявлено новое обвинение — в создании «экстремистского формирования». Левшина и Новожилов, как ранее Александров и Злобина, были признаны правозащитниками политзаключенными.
В феврале 2022 года государственный телеканал СТВ показал пропагандистский фильм под названием «Плесень», пытающийся объяснить, почему миллионы беларусов протестовали в 2020 году против фальсификации итогов выборов и насилия силовиков. В кадр попала и «схема заговора во главе с ЦРУ», который раскрыл ГУБОПиК. На схеме видно, что, по версии силовиков, непосредственными участниками заговора были известные журналисты и медиаменеджеры. Были там и Андрей Александров с Ириной Злобиной. Их отнесли к БелаПАН. Именно представленные на схеме журналисты и блогеры, по версии силовиков, виновны в недовольстве беларусов.
В апреле 2022 года дело было передано в суд. Заседания в Минском областном суде пройдут в закрытом режиме. Подробностей о деле крайне мало – адвокаты обвиняемых находятся под подпиской о неразглашении. Накануне суда Андрей Александров смог передать на волю открытое письмо.
– Я знаю, что многие из друзей и коллег собирались навестить меня в суде, заседания которого по нашему делу начинаются шестого июня; но суд над нами будет закрытым «в целях неразглашения охраняемой законом тайны». Что это за тайна, я пока не в курсе, уж очень она охраняема, а я пробыл в СИЗО под следствием даже меньше полутора лет, откуда мне знать, – пишет Андрей. – Возможно, тайна в том, что люди, которых будут судить, ни в чем не виновны; по крайней мере, я не признаю себя виновным в том, в чем меня обвиняют. На суд еду без лишних иллюзий, зато с чистой совестью.
У коллег обвиняемых нет иллюзий по поводу жесткости приговора. «Очевидно, что цель – продолжать запугивать общество и журналистов. Какой-то справедливости от беларусского суда я не жду. Не для того их держат так долго, чтобы отпустить в зале суда» – считает журналист Татьяна Коровенкова.
«Вот правда, очень хотелось бы уважать свою власть. Вообще моя мечта — уважать руководство моей страны, страны, в которой я живу» – сказала как-то Ирина Левшина в проекте Reform.by «Эмансипация». Но сегодня дело БелаПАН грозит обернуться новыми суровыми сроками для журналистов, которые стремились писать правду о событиях в своей стране. Так что желание Ирины уважать власть пока остается мечтой. На неопределенный срок.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.