Почему при Лукашенко в Минске никогда не будет улицы Шушкевича

В каком беларусском городе могут быть улица Ленина, Коммунистическая или Пушкина? Да в каком угодно, скажете вы. И будете правы. Топонимика наших населенных пунктов безлика: большинство улиц носят одинаковые наименования, полученные еще при советской власти. А попытки вернуть им исторические названия или присвоить имена известных беларусов зачастую натыкаются на неприятие со стороны властей. И это не случайно.

В Мингорисполком была направлена петиция, которую подписали 2569 человек. Ее авторы предлагали назвать одну из столичных улиц в память о первом руководителе независимой Беларуси Станиславе Шушкевиче. И установить ему памятник в Минске. И вот получен ответ, подписанный зампредседателя Артемом Цураном.

Чиновник пишет, что «Станислав Станиславович Шушкевич включен в список известных государственных, военных, научных, спортивных, культурных деятелей, имена которых предложены для присвоения наименований составным частям г. Минска. Ваше обращение направлено в комиссию и будет принято во внимание при присвоении наименований новым улицам столицы». Однако «в настоящее время отсутствуют заявки на присвоение наименований проектируемым улицам города». Ну а на памятник в городском бюджете средства не предусмотрены.

Формально не отказали, в список включили. А дальше – как получится. Только вот получится, судя по всему, никак: уже не первый год в этом «перечне имен известных деятелей, предложенных для увековечивания в топонимике Минска», фигурируют имена писателей Василя Быкова, Алеся Адамовича и Владимира Короткевича, поэтов Рыгора Бородулина и Геннадия Буравкина. А воз и ныне там – улиц их имени в столице по-прежнему не существует. Хотя некоторые кандидатуры из этого перечня все же увековечиваются – например, появились улицы имени художника Михаила Савицкого и композитора Игоря Лученка.

А до улицы Быкова очередь не доходит. Власти говорят, что новых улиц в городе появляется мало. Но это не мешает им называть вновь спроектированные Петровской или проездом Спасателей. Или Белградской и Николы Теслы. Понятно, что квартал «Минск-Мир», где находятся эти новые магистрали, строила компания сербских бизнесменов Каричей Dana Holdings. Непонятно только, какое отношение Тесла имеет к Минску. Тем более что в списке Мингорисполкома столько беларусов, которые действительно немало сделали для своей страны. В 2016 году в столице появились улицы Крыжовская, Республиканская, Ждановичская – это важнее, Быков с Адамовичем подождут.

Нет новых – так переименуйте существующие. В Минске десятки улиц, названных в честь людей, которые в Беларуси никогда не были и к нашей столице абсолютно никакого отношения не имеют. Тут и Маркс с Энгельсом, и Герцен с Кларой Цеткин и Розой Люксембург. И Пушкин с Есениным. Есть в городе и вовсе безликие Коллекторная, Молодежная или Бетонный проезд. Есть даже улицы, названные в честь террористов – Халтурина и Пулихова. Хватает из чего выбирать. Были и предложения переименовать в память о Василе Быкове и Владимире Короткевиче улицы Калинина и Толбухина. И руководитель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец давно предлагал назвать именем Быкова столичную улицу Фрунзе, на которой находится Дом литератора. Но нет. На переименование власти не идут, мотивируя решение тем, что это повлечет финансовые затраты и причинит неудобства гражданам, которым придется менять документы.

Объяснение удобное. Но оно не мешает переименовывать улицы там, где властям хочется это сделать. В Марьиной Горке переименовали переулок Фрунзе, назвав его улицей Игоря Лученка. В Бресте переименовывают сразу две улицы — Халтурина в честь митрополита Филарета и часть улицы Орджоникидзе, назвав ее в честь Михаила Иоффе, почетного гражданина Бреста и бывшего директора ОАО «Брестгазоаппарат». В столице переименовали целый проспект Машерова, сделав его проспектом Победителей. И финансовые затраты, и неудобства граждан в этих случаях мало кого интересовали. Зато проспект в народе еще долго потом величали «проспектом Победителей Машерова».

Василю Быкову не везет не только в Минске. Еще в 2014 году мэр Гродно Мечислав Гой обещал, что в микрорайоне Ольшанка появится улица имени писателя. Прошло восемь лет, а улицы в городе, где Быков прожил больше тридцати лет, нет до сих пор.

Капля камень точит. Сегодня улицы Василя Быкова уже есть в поселке Ждановичи, что под Минском, в Смолевичах и в райцентре Лельчицы. А вот до областных центров и столицы дело так и не дошло. Так что имя Станислава Шушкевича в перечне имен известных деятелей может оставаться очень долго. Без улицы и без памятника.

В нашей столице есть множество улиц, названных именами руководителей Беларуси разных времен. Тут вам и Карницкий, и Кнорин, и Гикало, и Пономаренко, и Мазуров, и Машеров с Киселевым. Исходя из логики преемственности, в Минске обязательно должна появиться улица Шушкевича, который возглавлял наше государство. Но на деле логика иная – даже Машерова задвинули подальше главных магистралей – со знаковыми руководителями страны у нынешних властей, похоже, собственные счеты. Зато в центре города появляется бульвар имени 17 верасня. И место для него запросто нашлось.

Это не случайно. В названиях улиц – эстетика и амбиции. В них заложены смыслы и явления. Беларусь, как тот мамонт, прочно вмерзла в коммунистическую и социалистическую идеологию. Если ты находишься в квартале улиц Комсомольской, Революционной, Интернациональной и Ленина – сразу понятно, в какой стране ты живешь. И чего от нее ожидать. Поэтому гродненской гимназии присваивается имя Феликса Дзержинского – у власти свои, близкие ей, герои. А бюст Василия Чапаева возвращается в Гродно в городской сквер на улице Щорса. Красные командиры, пусть и не имеющие никакого отношения к Беларуси, ей гораздо роднее, чем Быков, Буравкин и Шушкевич.

Попытка изменить ситуацию была. В 1993 году обсуждалось переименование улиц и площадей столицы. Например, улицу Свердлова предлагалось назвать в честь Вацлава Ластовского, Мясникова — в честь князя Глеба Менского. Были предложения вернуть некоторым улицам исторические названия: Герцена переименовать в Бернардинскую, Революционную — в Койдановскую, Коммунистическую — в Михайловскую. Успели немногое – улица Горького стала улицей Максима Богдановича, а проспект Ленина – проспектом Скорины. Эти переименования меняли не только прописку в паспорте – они создавали новую систему координат. С ними у нас были бы другой город и другая страна.

Кое-что удалось сделать во второй половине десятых годов. В Минске появились улицы имени одного из руководителей БНР Аркадия Смолича, поэта Алеся Дудара, актрисы Павлины Медёлки. Потом пришли новые «заморозки». И беларусский мамонт стал снова вмерзать в подтаявший было лед.

Поэтому с улицами Быкова, Шушкевича и другими придется подождать. Но они обязательно будут на картах Минска и других беларусских городов. Только это будут совсем другие города, живущие иными героями и смыслами.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.