Эксперты оценили перспективы экономики Беларуси на фоне проблем с экспортом, релокации бизнеса и санкций против России. BEROC (Киев) опубликовал очередной выпуск бюллетеня «Экспертный взгляд».
Старший научный сотрудник BEROC (Киев) Дмитрий Крук отмечает, что пока, несмотря на санкции, внешнеторговое сальдо остается положительным, то есть экспорт из Беларуси превышает импорт. При этом идет сокращение физических объемов как экспорта, так и импорта. Неопределенность остается высокой, а сложившася ситуация вряд ли является устойчивой.
«Факторы указывают на отсутствие предопределенного трека развития, так как непонятно, что будет с экспортом и импортом, за каждым из которых стоит много неизвестных. С большой долей вероятности их объемы утратят устойчивость: могут происходить скачки в обе стороны. Но больше шансов, что трек будет на ухудшение, так как рисков для экспорта гораздо больше и они все имеют понижательный эффект. Эта ситуация отразится и на валютном курсе», — говорится в материале Дмитрия Крука.
Экономист считает, что правительство Беларуси вскоре станет перед выбором. Один сценарий будет предполагать снижение обменного курса рубля.
«Первый — принять новую реальность, признать ухудшение внешней позиции и попытаться его сгладить. Главным доступным для этого инструментом будет обменный курс. Речь идет о его обесценении, причем с большой вероятностью с опережающим темпом относительно российского рубля. Главный недостаток этого подхода в том, что это будет способствовать новым виткам финансового стресса и практически наверняка приведет к полноценному финансовому кризису. Но некоторое время этот путь может замедлить и сгладить спад ВВП», — отмечает Дмитрий Крук.
Второй сценарий — борьба с импортом. Правительство может попытаться регулировать импорт с учетом проседания экспорта. Данный сценарий ведет к усилению директивности, более быстрому спаду выпуска и дальнейшему отмежеванию от развитого мира, в том числе к технологическому регрессу, ограничению потребительского разнообразия, снижению качества товаров.
Бизнесмен Александр Кнырович оценивает влияние на экономику релокации бизнеса, в первую очередь айтишников. Он отмечает, что в первую очередь из страны уходит малый и средний бизнес.
«С учетом общего падения экономики в этом году сложно выделить долю этого вектора, которая связана с релокацией бизнеса. Есть общие последствия давления властей на бизнес. В Беларуси они проявляются в том, что количество ИП на душу населения в четыре раза меньше, чем в Польше. То есть из-за отношения и бизнес-климата предпринимательская активность у нас в разы ниже. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 26% против 67% в США или 52% в Евросоюзе. Это наш неиспользованный потенциал. Только за счет более высокой предпринимательской активности мы могли бы быть в совершенно другой точке развития экономики и доходов населения», — пишет Кнырович.
Он также обращает внимание на то, что малый бизнес часто является «спасательной шлюпкой» для работников, которые высвобождаются на крупных предприятиях во время кризисов. В Беларуси таких «шлюпок» становится все меньше.
Финансист и основатель группы компаний Movchan’s Group Андрей Мовчан анализирует влияние санкций на российскую экономику. По его мнению, Россия, несмотря на экономические проблемы, продолжит поддержку беларусской экономики, в том числе по политическим причинам. Александр Лукашенко понимает свое уязвимое положение и поэтому демонстрирует лояльность.
«Российская армия может зайти на территорию Беларуси в любой момент, и Запад на фоне войны с Украиной даже не обратит на это внимание, потому что все и так воспринимают ее как доминион России, полностью ей подконтрольный. Никто бы не удивился введению войск, аресту Лукашенко, суду, установке пророссийского президента, послушного России, объединению стран — это будут «внутренние разборки». Этого не происходит только потому, что Лукашенко послушен, лоялен и делает то, что ему сказали.
Чтобы поддерживать вторую сторону, то есть беларусский народ, в состоянии, когда он не берется за топоры, много денег не нужно, поэтому Россия продолжит это делать. Чтобы не было дефолта по российским долгам, достаточно просто продлевать сроки исполнения обязательств. Москве необходимо, чтобы беларусская экономика как-то обеспечивала людям зарплаты, давала им возможность существовать. В противном случае нет гарантий, что не будет всеобщего выступления против Лукашенко», — считает Мовчан.