Россия в значительной степени контролирует нефтегазовую инфраструктуру Германии. Об этом говорится в публикации немецкого издания Focus. Частично это является наследием советского времени.
Как пишет издание, фактически под контролем «Газпрома» находятся крупнейшие подземные газохранилища страны. Так, компания Astora управляет несколькими хранилищами общим объемом в миллиарды кубометров газа. Она принадлежит Wingas, учредителем которой до недавнего времени была Gazprom Germania.
«Роснефть» контролирует НПЗ PCK-Raffinerie в Шведте в федеральной земле Мекленбург. Он был построен во времена ГДР. После объединения Германии в руки немецких собственников перешла только часть предприятия. «Роснефти» принадлежит напрямую и косвенно через Refining & Marketing GmbH половина акций. НПЗ также управляет рядом нефтепроводов. Кроме того, «Роснефть» имеет 24% акций НПЗ MiRo в Карлсруэ и 29% НПЗ Bayernoil в Баварии.
Немецкий участок нефтепровода «Дружба» также управляется совместным предприятием с участием российского капитала. Аналогичная ситуация и с газопроводом JAGAL, который примыкает к «Ямал — Европе». Немецкий газовый оператор Gascade является совместным предприятием «Газпрома» и Wintershell. Он контролирует несколько газопроводов, которые охватывают все регионы ФРГ.
Подобная структура собственности затрудняет реализацию намерений правительства по снижению зависимости от российских энергоресурсов. Правительство предприняло ряд шагов для установления контроля над инфраструктурой. В частности, Федеральное сетевое агентство было назначено управляющим Gazprom Germania, что равнозначно национализации. Однако Gazprom Germania теперь может объявить о банкротстве.
Проблему для немецкого правительства создает PCK-Raffinerie, где Shell намерена продать свою долю «Роснефти». В итоге российская госкомпания будет контролировать 92% акций завода. Сделка получила одобрение за день до начала вторжения России в Украину. Одним из дальнейших вариантов развития событий может стать национализация предприятия.
«Однако национализация инфраструктуры не сразу избавит от зависимости от России. Ведь трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы должны снабжаться нефтью и газом, кому бы они ни принадлежали. Это означает, что либо предприятия будут работать на российском сырье даже после национализации, либо их придется закрыть до тех пор, пока не будут найдены другие источники. Однако на это могут уйти месяцы или годы», — приходит к выводу автор статьи в Focus.
Надо отметить, что на этой неделе Россия ввела санкции в отношении европейских энергетических компаний. В основном это юрлица с участием «Газпрома». В итоге российскому гиганту запрещено взаимодействовать с ними. Например, «Газпром» уже объявил, что санкции лишают его возможности поставлять газ транзитом через Польшу по газопроводу «Ямал — Европа», так как под ограничения попало польское СП, управляющее им.