Цифровой тоталитаризм за ваш счет

Государство стремится знать о своих гражданах все. И пристально следить за каждым их движением. Технологии для контроля населения развиваются в нашей стране гораздо быстрее, чем важные для общества электронное правительство или концепция открытых данных. При этом строить цифровой тоталитаризм государство стремится за счет граждан. Слежку за собой они должны оплачивать сами.

В Беларуси прорабатывают вопрос включения видеонаблюдения в число коммунальных услуг. Об этом заявил первый замминистра связи и информатизации Павел Ткач.

По словам чиновника, «это позволяет обеспечить некую общественную безопасность, возможно, присмотреть за автомобилем на стоянке, за детьми, играющими во дворе. Вплоть до того, что можно контролировать, своевременно ли произведена уборка в подъезде, ремонт и прочее».

Можно продолжить: а также следить за теми, кто собирается больше трех, или, не дай Бог, вывешивает протестную символику или листовки с призывами.

В самой системе видеонаблюдения нет ничего страшного. Она используется во многих странах и призвана предотвращать и раскрывать преступления. Вопрос лишь в законодательстве и в правоприменительной практике. В тоталитарных государствах гораздо большими преступлениями, в сравнении с обычным хулиганством или мелкой кражей, считаются «мыслепреступления». Это, по Оруэллу, самая страшная категория правонарушений – любая неосторожная мысль, неосторожный жест или слово. Не говоря уже о действиях.

Система видеонаблюдения уже использовалась властями после событий 2020 года для того, чтобы установить и привлечь к ответственности участников мирных протестных акций.

В декабре прошлого года под санкции Евросоюза попала компания Synesis. Европейские чиновники посчитали, что она предоставляла беларусским властям платформу для слежки, позволяющую искать людей по видео с помощью системы распознавания лиц. А потому несет ответственность за проводимые государством репрессии в отношении гражданского общества и демократической оппозиции. Среди пользователей системы слежения назывались КГБ и МВД.

С февраля 2022 года указом Лукашенко создание и эксплуатация системы мониторинга общественной безопасности возложены на РУП «Белтелеком». А камер наблюдения в Беларуси становится все больше: в прошлом году было подключено порядка 33 тысяч штук. И в 2022 году их в системе уже 77 тысяч. В Минске идет замена лифтов, и вместо старых кабин устанавливаются новые, оборудованные камерами.

При этом обязанность финансировать слежку за собой государство возлагает на граждан. «Организации и индивидуальные предприниматели, в собственности, административном управлении или хозяйственном ведении которых находятся объекты (места установки), подлежащие оборудованию средствами элементов системы мониторинга (за исключением бюджетных организаций), компенсируют работы республиканского бюджета на финансирование работ (услуг) по содержанию и эксплуатации системы мониторинга путем перечисления средств в доходы республиканского бюджета», – гласит пункт 1.3 69-го указа. Теперь и видеонаблюдение во дворах и в подъездах хотят включить в коммунальные услуги.

Диктатуры оперативно перенимают друг у друга технологии для подавления инакомыслия. Дальше всех тут ушел Китай. С 1 января 2021 года в этой стране была окончательно узаконена система социального кредита. Это целая система цифровых баз и сложных технологий, среди которых распознавание лиц, нейросети, Big Data. Она собирает и хранит актуальную информацию о поведении граждан, компаний и государственных структур. И в зависимости от того, насколько поведение конкретного человека будет соответствовать установленным государством стандартам, к его индивидуальному рейтингу добавляются или вычитаются баллы. Чем ниже рейтинг – тем менее надежен, с точки зрения государства, его обладатель. Тем, у кого рейтинг ниже положенной нормы, могут отказать в выдаче кредита или даже уволить с работы. Идеальная модель для тоталитарного государства.

Правда, Китай проделал в этом направлении долгий путь. В виде эксперимента эта система начала действовать еще в 2010 году. А, по данным Wall Street Journal, количество камер наблюдения в этой стране в 2021 году достигло 560 миллионов. То есть примерно по одной на 2,4 гражданина. На Китай приходится более половины мирового объема установленных камер видеонаблюдения.

В китайском регионе Синьцзян, где, по данным правозащитных организаций, власти преследуют уйгуров, помещая их в тюрьмы и воспитательные лагеря, постоянная видеослежка ведется за миллионами людей. ВВС писала, что китайские власти испытывают на уйгурах в Синьцзяне видеокамеру для определения эмоционального состояния человека, использующую технологии искусственного интеллекта и распознавания лиц. Выявлять и наказывать недовольных будет еще проще.

До таких цифр и достижений Беларуси пока далеко. Однако в стремлении пристально следить за своими гражданами беларусские власти вряд ли отстают от Китая. Если бы камеры слежения просто были мерой дополнительной безопасности, к этой проблеме не возникало бы столько вопросов. Однако мы знаем, для чего Большой Брат следит за тобой. И пока проявлением злостного хулиганства в стране считается выход на улицу с бело-красно-белым зонтиком, от такой системы общественной безопасности будет больше беды, чем пользы.

К тому же цифровой тоталитаризм вполне может привести к цифровому протесту. А озлобленность против тотальной слежки вполне может оказаться нацелена на те самые камеры слежения. Не имея возможностей бороться с причинами, люди обратят внимание на следствия.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!