Станислав Шушкевич. Политик с человеческим лицом

Не стало Станислава Шушкевича. Ушла эпоха. Хотя на самом деле ушла она раньше. В последние годы Станислав Станиславович стремился по возможности принимать участие в публичной политике – занимал пост почетного председателя партии «Беларусская социал-демократическая Грамада», поддержал выдвижение сменившего его в партийной иерархии Сергея Черечня на выборах 2020 года. Но все же в истории Шушкевич останется как первый руководитель независимой Беларуси, спикер демократического Верховного совета и подписант Беловежских соглашений о правовом закреплении распада СССР.

И это очень много. Пожалуй, никто из современных беларусских лидеров не сделал для независимости нашей страны больше, чем Станислав Шушкевич.

Наверняка многое в политической карьере Шушкевича было предопределено задолго до ее начала. Отец будущего главы беларусского государства, поэт Станислав Шушкевич, был репрессирован в 1937 году. В заключении он провел 20 лет. В одном из интервью политик вспоминал, что после ареста отца его мама, уже исключенная из комсомола как «жена врага народа», пришла в НКВД и сказала: «Арестовывайте и меня, потому что мне нечем кормить детей и мать — на работу жену врага народа не берут». Ей сказали прийти завтра – и, странное дело, дали место преподавательницы. А маленький Станислав писал отцу письма в Сибирь печатными буквами.

В войну семья осталась под оккупацией в Минске. «Я видел повешенных — молодых, симпатичных, видел, как вешали, это было ужасно. Они долго висели, на них еще были таблички — кого за что повесили» — рассказывал потом Шушкевич. Его мать побывала в концлагере – в том, что был на улице Широкой. К счастью, ей удалось выжить.

Нынешняя беларусская власть долгие годы будет обвинять оппозицию в пропаганде фашизма. Дойдет и до того, что бело-красно-белый флаг будет объявлен с высоких трибун «фашистской символикой». Но как раз при пережившем оккупацию и все зверства нацистов на беларусской земле Станиславе Шушкевиче этот флаг, наряду с гербом «Пагоня», получит статус государственного символа нашей страны. Это произошло 19 сентября 1991 года, на следующий день после избрания Шушкевича председателем Верховного совета БССР. Тогда же страна получит новое название — Беларусь. Только этого хватило бы для того, чтобы навсегда войти в историю.

До прихода в политику Станислав Шушкевич стал известным ученым. После школы окончил физико-математический факультет Беларусского государственного университета, затем аспирантуру Института физики Академии наук БССР. Работал в конструкторском бюро Минского радиозавода. С этим периодом связана еще одна интересная история – Шушкевич помогал освоиться в Беларуси перебежчику из США, бывшему морскому пехотинцу Ли Харви Освальду. Тому самому, который после возвращения в Штаты будет обвинен в убийстве президента Кеннеди. Старший инженер Минского радиозавода имени Ленина Шушкевич учил Освальда русскому языку.

С 1963 года Шушкевич преподает в радиотехническом институте, после – в Беларусском государственном университете. За научные исследования получил премию Совета Министров СССР, Государственную премию БССР. Стал заслуженным деятелем науки и техники, доктором физико-математических наук. Был членом-корреспондентом Академии наук Беларуси.

В большую политику пришел еще в советские времена – в 1989 году при поддержке «Беларусского народного фронта» Шушкевич был избран народным депутатом СССР. Вошел в демократическую Межрегиональную депутатскую группу, которую возглавляли академик Андрей Сахаров, Борис Ельцин и Гавриил Попов. Радикальное крыло этой группы требовало отстранения КПСС от власти, проведения экономических и политических реформ.

В марте 1990 года Шушкевич был избран народным депутатом БССР. А в дни организованного ГКЧП августовского путча 1991 года Шушкевич стал одним из пяти членов Президиума Верховного совета, выступивших против переворота, целью которого было противодействие демократическим реформам в стране. Он требует срочного созыва Президиума ВС и внеочередной сессии. После провала путча и ареста его главарей спикер Верховного совета Беларуси коммунист Николай Дементей вынужден уйти в отставку. Шушкевич сперва исполняет его обязанности, а после решением депутатов возглавляет Верховный совет. На той внеочередной сессии были приняты важнейшие документы в истории современной Беларуси – закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного совета Беларусской ССР о государственном суверенитете Беларусской ССР» и постановление «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Беларусской ССР». И вечером 25 августа 1991 года Станислав Шушкевич в прямом эфире заседания парламента поздравил граждан Беларуси с объявлением независимости.

Потом будут Беловежские соглашения, поставившие окончательную точку в распаде СССР. Обо всех деталях встречи в Вискулях сам Шушкевич рассказывал подробно. И никогда не жалел о принятых тогда решениях. «Мы славное дело сделали», – говорил Станислав Шушкевич впоследствии.

Беларусь формировалась как государство – создавалась беларусская армия, наша страна превратилась в безъядерную и нейтральную. Беларусский язык стал государственным.

СССР был распущен, но коммунизм так и остался непобежденным. Шушкевич был главой законодательной ветви власти, в то время как премьер-министр Беларуси Вячеслав Кебич придерживался пророссийской позиции. Велика была и сила прокоммунистических депутатов в ВС. 4 февраля 1993 года беларусский парламент отменил постановление от 25 августа 1991 года о временном прекращении деятельности в стране коммунистической партии. Да и экономический кризис начала 1990-х годов привел к усилению политического противостояния. Для сил, выступающих за сближение с Россией, за экономический союз с ней, за вступление Беларуси в систему коллективной безопасности стран СНГ, Шушкевич становится главным противником.

Шушкевич выступал за парламентскую форму правления и изначально был против учреждения поста президента Беларуси. Так он вступил в конфронтацию и с группой «молодых волков», возглавляемой Виктором Гончаром, Дмитрием Булаховым и примкнувшим к ним депутатом Александром Лукашенко.

В экономической политике Кебич и Шушкевич также различались идеями и методами. Шушкевич полагал, что в процессе перехода к рыночным отношениям старые руководители не способны работать в новых условиях. А значит, должна произойти смена поколения руководителей. Но «старая гвардия» уходить не собиралась.

Попытки добиться отставки Шушкевича предпринимались неоднократно. Бытует мнение, что причиной ухода спикера со своего поста был ящик гвоздей, который политик якобы не оплатил при ремонте дачи. Это миф, поскольку никаких нарушений, допущенных Шушкевичем, проверяющая эти обвинения комиссия так и не нашла. Но претензий к спикеру у его политических антагонистов накопилось немало. Среди тех, кто громче всех выступал против Шушкевича, был и глава так называемой антикоррупционной комиссии Александр Лукашенко. Спикеру инкриминировались и факты ареста на территории Беларуси Миколаса Бурокявичюса и Юозаса Ермалавичюса – экс-руководителей компартии Литвы, обвиненных в организации кровавых событий в этой стране в январе 1991 года, и депортация из США российских разведчиков, работавших в этой стране под видом беларусских дипломатов в представительстве ООН. Якобы Шушкевич мог посодействовать положительному решению этого вопроса, переговорив с президентом Биллом Клинтоном, но не сделал этого. Понятно, что все эти претензии – формальность. Но слишком многим силам, рвавшимся к власти, Шушкевич стал уже неугоден.

И 26 января 1994 года Станислав Шушкевич был отозван с поста Председателя Верховного совета. Война против Шушкевича была обусловлена и тем, что его рейтинг в те годы был значительно выше, чем у многих других беларусских политиков, в частности, у того же Вячеслава Кебича, который лоббировал учреждение президентского поста и стремился занять его. И хотя из-за экономического кризиса популярность Шушкевича стала падать, его надо было убрать с дороги. Создав ему при этом в глазах избирателей имидж коррупционера. Оттуда и ушедшая в народ пресловутая история с гвоздями.

Создай Шушкевич какие коалиции против своих врагов, пойди на компромиссы – возможность сохранить пост наверняка была. Но он не захотел отказываться от своих принципов. Его потом упрекали в том, что он «сдался без боя». Но он скорее просто не захотел воевать теми же методами, что и его оппоненты. Да и центризм в политике оказался невостребованным в Беларуси переходного периода. Шушкевич стал чужим для всех политических сил, правящих тогда бал в стране. Эпоха завершилась.

В 1994 году Шушкевич принял участие в первых в истории Беларуси президентских выборах. И проиграл, заняв лишь четвертое место с 9,91% голосов. Во второй тур вышли Вячеслав Кебич и Александр Лукашенко. Дальнейшее хорошо известно.

С тех пор и до самой своей смерти Станислав Шушкевич оставался в оппозиции к беларусским властям. «Лукашенко сдал беларусскую независимость, определенную Беловежскими соглашениями, все позиции. Он делает все, что хочет Путин. Беларусь сегодня фактически является фрагментом России», – говорил политик в интервью в 2021 году.

Оглядываясь назад кажется, что Станислав Шушкевич опередил время. По сути, он был европейским политиком современного типа. В нем не было нахрапистости, жесткости и политической наглости, позволяющей идти по головам оппонентов, добиваясь поставленных целей. Зато эти качества в избытке присутствовали у многих его соперников, которым он в результате и проиграл. Но этот политический минус, итогом которого стала, в том числе, та Беларусь, которую мы видим сегодня, оказался и его человеческим плюсом.

Действующая власть так и не простила Шушкевичу его позиции, что тоже многое о ней говорит. При выходе на пенсию Станиславу Шушкевичу было назначено пожизненное довольствие в размере 70−75% от оклада действующего спикера. В 1997 году Лукашенко отменил это постановление и подписал декрет, согласно которому пенсия бывших руководителей Беларуси была заморожена. Так что после деноминации 1999 и до 2015 года первый глава независимой Беларуси получал около 2,5 доллара в месяц. После пенсию все же пересчитали, и в 2021 году она составила около 160 долларов.

Первый руководитель независимой Беларуси много ездил по миру, читал лекции в лучших университетах, никогда не отказывал журналистам в интервью. Его карьера так и останется ярким следом на нашем политическом небосклоне. Как напоминание о той Беларуси, которая могла бы быть, окажись в ней к месту политик, опередивший свое время. Беларусь, которую мы потеряли. Беларусь, которую нам предстоит найти, увековечив в ней и память о Станиславе Шушкевиче. О политике, который так много сделал для своей страны. И будучи политиком, оставался прежде всего человеком.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!