Ильхам Алиев посоветовал Украине никогда не соглашаться на оккупацию

Украина никогда не должна соглашаться на оккупацию и должна драться с агрессором насмерть, как это сделал Азербайджан. Об этом президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил 29 апреля в ходе конференции в Азербайджанской дипломатической академии.

Британский политолог украинского происхождения, менеджер по стратегическим связям Общества Генри Джексона, бывший народный депутат Украины Алена Гливко задала Алиеву вопрос, что бы он мог посоветовать для Украины сегодня. Азербайджанский лидер призвал никогда не соглашаться на оккупацию, укреплять армию и сражаться до конца.

Алена Гливко. Скриншот трансляции.

Высказывания президента Азербайджана уже наделали много шума в сети. Полный текст его выступления опубликован на азербайджанском языке на сайте президента. Приводим цитату целиком — это неофициальный перевод Reform.by:

«Исходя из нашего опыта, самое главное — никогда не соглашаться на оккупацию. Вы знаете, во время переговоров были разные моменты, и я получал разные сообщения от своих коллег с Запада. Один из них заключался в том, что вы должны принимать во внимание реальность. Азербайджан проиграл Первую карабахскую войну, и ваше поведение должно быть основано на реальности. Были попытки консультировать нас по вопросам, связанным с нашей территориальной целостностью, и я всегда говорил «нет». Лично я, азербайджанский народ, никогда не согласятся на создание на наших землях очередного фальшивого армянского государства, а если понадобится, то будем драться насмерть. Мои комментарии иногда преподносились как враждебность и агрессия. Меня всегда критиковали за мою риторику. Армянских лидеров всегда хвалили за «конструктивность». Они были такими «конструктивными», они хотели закрепить оккупацию. Они хотели, чтобы мы согласились предоставить независимость сепаратистам в Нагорном Карабахе. Они хотели контролировать большую часть нашей территории, особенно территории между бывшим Нагорным Карабахом и Арменией.

Моя позиция заключалась в том, что мы никогда не согласимся на это. Итак, во-первых, исходя из собственного опыта, могу сказать, что никогда, ни при каких условиях нельзя соглашаться с нарушением территориальной целостности. Во-вторых, чему я научился на оккупации? Опираться на собственные ресурсы. В-третьих, не полагаться на резолюции и решения международных организаций. Они не имеют ценности. Совет Безопасности ООН принял четыре резолюции о безоговорочном, полном и немедленном выводе армянских войск с нашей территории, которые не выполняются уже 27 лет. Мы исполняли их сами. Три страны, принявшие эти резолюции, являются постоянными членами Совета Безопасности ООН и сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Я всегда спрашивал их, почему вы не выполняете принятые вами резолюции. Ответ был ясен. Оккупация была для них приемлема. Это было приемлемо для Армении, это было приемлемо для сопредседателей, но это было неприемлемо для нас. Мы были меньшинством. Приходилось жить в реальном мире и понимать, что поддержки со стороны международных организаций нет.

Я не говорю о ситуации в Украине на данный момент. В этом случае ситуация несколько иная. Я говорю о нас самих. Конечно, нам нужна была сильная армия. Для этого нужна была сильная экономика. Все делалось с расчетом на результат – одно за другим, иногда параллельно. Нам нужно было новое поколение, поколение, которое погибло бы за Родину. Это поколение выросло. Большинство поколений, погибших за Карабах, никогда не видели Карабаха. Молодое патриотическое поколение было высоко мотивировано. Конечно, важнее всего было иметь сильную армию. Мы сделали это. Это был вопрос номер один для меня как президента все эти годы. Поэтому наши военные расходы были на первом месте по сравнению с другими. Это было второе образование, что в свою очередь немаловажно. Иначе невозможно воспитать патриотичных людей, которые вернут земли. Конечно, высокая мотивация — мы их мотивировали. Независимо от того, на чьей стороне была Армения, мы были готовы идти до конца. Мы определили, что на стороне Армении много людей. Это случилось, но нас это не остановило.

Во время войны я неоднократно заявлял, что готов остановиться: когда премьер-министр Армении давал мне график выезда — мы не хотели этой войны, мы воевали на своей территории — он всегда отказывался. Однако после того, как мы освободили Шушу, он согласился назвать даты 9 ноября. После этого мы остановились. Мы не дрались дополнительно, потому что не хотели, чтобы люди умирали. По акту о капитуляции мы освободили оставшиеся территории. Вот как мы сражаемся, как мы готовимся. Если вы спросите меня о самом важном из них, я могу сказать, что я определенно верю, что это настойчивость. Это самое главное. Вы никогда не сможете победить народ страны, которая полна решимости защищать себя. Это может быть только временно. Мы продемонстрировали это. Теперь я горжусь тем, что мы открыто поддерживаем территориальную целостность Украины и других стран. Мы не прячемся за большими деревьями. Мы говорим то, что имеем в виду.

Да, у нас хорошие отношения с Россией. В то же время у нас хорошие отношения с Украиной. Принципы международного права не следует толковать на основе политического выбора. Мы всегда были его предметом. Потому что еще до событий в Украине международное сообщество всегда открыто поддерживало территориальную целостность Грузии и Молдовы. Когда дело дошло до нас, сообщение всегда должно было пойти и разрешить его мирным путем. Но как вы можете помириться с захватчиком, который отказывается покинуть вашу территорию? Мы старались. Я пытался почти 17 лет. Потом мы увидели, что это невозможно. Потом мы увидели, что наше стремление к мирному решению сделало агрессора более наглым и агрессивным. Нам начали угрожать новой войной ради новых территорий и сказали: «Карабах — это Армения». Но что они говорят сейчас? Теперь говорят, что Карабах – это Азербайджан. Кто это сказал? Те самые люди, которые в 2019 году сказали «Карабах — это Армения». Мы создали новые реальности — как говорится, своими руками и своим сердцем. Я считаю, что наш опыт важен для всех стран во имя достоинства, территориальной целостности и справедливости».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.