Александр Лукашенко неоднозначно ответил на заданный ему вопрос о чернобыльских льготах. С одной стороны, он пообещал увеличить поддержку Гомельской области, с другой — выступил против льгот как таковых. Какие же льготы положены тем, кто проживает и работает в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, грозит ли льготам оптимизация бюджета и как строились в Беларуси станции обезжелезивания воды, которая была обещана жителям Чечерска?
Лукашенко считает, что справиться с решением задачи по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС удалось. И хотя полностью победа над Чернобылем не одержана, ему «надавали по мордасам». Такую аналогию он использовал во время общения с жителями Чечерска.
А отвечая на заданный вопрос о возможной отмене чернобыльских льгот из-за оптимизации бюджета, Лукашенко заявил: «Мы сегодня с губернатором говорили только об одном: не сокращении финансирования какого-то вот, а говорили о том, чтобы, наоборот, Гомельской области помочь, чтобы здесь развивалось производство. Но если вы думаете, что мы вам в год будем размазывать чернобыльские миллиарды и по 17 или 10 рублей платить… Я говорю: да соберите вы в кучу эти деньги и поставьте лучше станцию обезжелезивания, чтобы люди пили чистую воду. Они дольше проживут. Поэтому никакие льготы мы не собираемся сокращать тут. Я вообще противник всяких льгот и называть вас чернобыльцами. Лучше я два раза губернатору денег больше дам в Гомельскую область, чем мы будем обзывать вас чернобыльцами».
Из сказанного трудно сделать однозначный вывод – сохранятся ли льготы, или эти ресурсы будут направлены на некие инфраструктурные проекты. Которые то ли будут реализованы, то ли нет. А если да, то непонятно – когда.
Какие льготы положены разным категориям населения, определяет Закон № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» от 6 января 2009 года. Если не касаться ликвидаторов и тех, кто пострадал от лучевой болезни, то перечень льгот не так уже велик.
Например, согласно статье 23 Закона, гражданам, постоянно и преимущественно проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне с периодическим радиационным контролем (а именно в эту категорию попадают сегодня город Гомель и большинство районов Беларуси, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы) положен ряд льгот. Например, отпуск по беременности и родам женщинам с 27 недель беременности продолжительностью 146 календарных дней, а в случае осложненных родов или рождения двух и более детей – 160 календарных дней, независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Предусмотрено преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, а также обеспечение иногородних местами для проживания в общежитиях на период обучения. Или прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях.
Несовершеннолетние дети имеют право на бесплатное питание во время получения общего среднего или специального образования, бесплатное санаторно-курортное лечение сроком до одного месяца, бесплатный проезд на транспорте.
Не бог весть какие льготы, но для многих и это подспорье.
Согласно статье 27 Закона, граждане, работающие на территории радиоактивного загрязнения в зоне с правом на отселение (а к такой категории относится сегодня Чечерский район, который посещал Лукашенко), имеют право на медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы. На такой же отпуск по беременности, как и те, кто проживает в зоне с периодическим радиационным контролем. И на дополнительный трудовой отпуск, который предоставляется без учета дополнительного отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда.
Узнать, к какой категории относится район, в котором вы проживаете, можно на сайте «Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» Минприроды, выбрав в выпадающих вкладках область, район и населенный пункт. А сами карты территории радиоактивного загрязнения с выделением этих зон обновляются не реже одного раза в пять лет. И некоторые населенные пункты, которые еще в 2016 году относились к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, в 2021 году были исключены из нее и теперь не относятся к зонам радиоактивного загрязнения. Это касается, например, таких райцентров, как Речица или Чаусы. Чернобыльская зона сокращается. И льготы, соответственно, тоже.
Граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют и льготы в области пенсионного обеспечения. Например, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации, зон первоочередного и последующего отселения положены надбавки 25% от минимальной пенсии по возрасту. На сегодняшний день это 18 рублей 53 копейки.
Что до оптимизации расходов бюджета, то в марте министр финансов Юрий Селиверстов признавал, что «экономические меры, в том числе по поддержке предприятий, отразятся на доходах бюджета, и они, скорее всего, будут меньше запланированных объемов». Поэтому, несмотря на создание резервных фондов, «нужно ограничивать непервоочередные расходы».
Оптимизация, по словам министра, будет проводиться как на республиканском уровне, так и на уровне местных органов власти. «Но все обязательства перед гражданами мы выполним», – заявлял Селиверстов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что существующие льготы сохранятся.
В то же время введенные в отношении санкции Беларусь никто не отменял. И, по мнению многих экономистов, их влияние только начинает сказываться на экономике страны. Возможно, пояса придется затягивать еще сильнее. Вполне вероятно, что как раз поэтому ответ Лукашенко и был таким неоднозначным. Ведь даже если сегодня средства на обеспечение льгот есть, то завтра их может и не оказаться.
Что касается станции обезжелезивания воды, о которой шла речь на встрече жителей Чечерска с Лукашенко, то ее нужно строить вне зависимости от того, есть в регионе радиация или нет. Другое дело, что многие подобные объекты раньше возводились в Беларуси при участии Европейского банка реконструкции и развития. Например, в 2020 году банк выделил Беларуси на эти цели 180 млн евро. Но с августа 2020 года, после президентских выборов и последовавших за ними репрессий против гражданского общества, банк приостановил инвестиции в госсектор Беларуси, сохранив при этом сотрудничество с частным бизнесом. А в апреле 2022 года, после вторжения в Украину, совет управляющих ЕБРР проголосовал за полную приостановку работы с Беларусью и Россией.
Наша страна лишилась доступа к ресурсам ЕБРР. Значит, отныне строить подобные объекты придется за бюджетные деньги. Попадет ли станция обезжелезивания в условиях оптимизации бюджета в статью «первоочередных расходов» – вопрос открытый. Не исключено, что на это могут быть направлены ресурсы, высвободившиеся в результате отмены льгот. И за счет льгот как раз и решат реализовать проекты, средства на которые раньше выделялись международными банками.
Судя по всему, примерно так власть и понимает «общественное благо» – сначала репрессировать собственный народ, изгнать международных инвесторов. Потом лишить льгот. И на оставшиеся деньги попытаться этот самый народ «облагодетельствовать».
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.