Беларусская IT-индустрия сжимается в размерах. Процесс релокации специалистов, начавшийся еще после событий 2020 года, заметно ускорился с началом российско-украинской войны. Бегство IT-специалистов обсуждается на самом высоком уровне, карьера Всеволода Янчевского клонится к закату. И никакие налоговые льготы ПВТ уже не спасут.
Долгое время ПВТ был визитной карточкой Беларуси. «В последние несколько лет за Беларусью в Европе и мире прочно закрепилась репутация ведущей IT-страны в Восточноевропейском регионе. Согласно рейтингу Global Services 100, Республика Беларусь заняла 13 место среди 20 стран — лидеров в сфере IT-аутсорсинга и высокотехнологичных услуг. Кроме того, в топ-100 крупнейших мировых компаний данной сферы входят фирмы с беларусскими корнями: EPAM Systems, IBA Group и Intetics Co», — так описывал амбициозный проект «ИТ-страны» сайт president.gov.by. В феврале 2020 года Парк посещал госсекретарь США Майкл Помпео.
У ПВТ, как и у любого успешного проекта, было много «родителей». Считается, что идею создания Парка первыми высказали Валерий Цепкало и Михаил Мясникович. Уже через год был подписан Декрет №12 «О Парке высоких технологий», а Цепкало возглавил созданную структуру. О лоббировании идеи создания Парка заявлял и посол Беларуси в России Владимир Семашко. Человеком, который все понял с самого начала, сам себя называл и Александр Лукашенко.
С момента создания и до 2017 года ПВТ руководил Цепкало. При нем в парке появилось известные проекты – Viber, MAPS.ME, World of Tanks. Свою роль в развитии проекта сыграл и Всеволод Янчевский, который еще в 2013 году был назначен Лукашенко куратором государственной политики в сферах информатизации высоких технологий», в марте 2017 года стал директором Администрации ПВТ. В том же году экспорт Парка превысил 1 миллиард долларов США.
До прихода в IT-сферу Янчевский занимался идеологией: вначале возглавлял Беларусский республиканский союз молодежи, а в 2008 году был назначен начальником главного идеологического управления Администрации президента.
Новый глава Парка выражал уверенность, что своими достижениями ПВТ обязан лично Лукашенко. Ну а экс-руководитель Парка и несостоявшийся кандидат в президенты на выборах 2020 года Валерий Цепкало избежал тюрьмы только благодаря снисходительному отношению к нему Александра Григорьевича и самому Янчевскому, который просил «от имени IT-сообщества, образно говоря, перевернуть страницу».
Принятый в Беларуси курс на IT-страну и Декрет №8 «О развитии цифровой экономики» привели к росту количества резидентов Парка. Хотя уже звучали упреки в адрес Янчевского в том, что в ПВТ берут всех подряд для того, чтобы продемонстрировать нужный «взрывной рост». В апреле 2020 года в ПВТ было 818 компаний, в которых работали 61 тысяча человек.
Ну а потом были выборы 2020 года, акции протеста, в том числе и возле ПВТ.
Позже Лукашенко так описывал эти события: «Этот Парк высоких технологий создает продукт, являясь филиалом крупных предприятий Соединенных Штатов Америки и других предприятий. Там эти «гуглы», «майкрософты» и прочее, а здесь их филиалы. И понятно, что спецслужбы давали указания — это уже установлено: там материнские компании, они давали команду сюда, финансировали, вполне легально, и давали им команду: на улицу, бороться, свергать, ломать и крошить».
После разгонов акций протеста началась релокация. Точное количество уехавших работников IT-индустрии назвать сложно. Но в марте Польская погранслужба опубликовала данные по количеству беларусов, въехавших с августа 2020 года. И по визе c пометкой Poland Business Harbour – а это наиболее простой способ релокации для IT-специалистов – в эту страну переехали 7,9 тысяч человек. Кроме Польши, уезжали в Литву, в Латвию, в Грузию. Немало беларусских IT-специалистов после событий 2020 года перебрались в Украину.
Начался исход известных IT-компаний. Но Янчевский утверждал, что ПВТ продолжает демонстрировать рост.
Только вот любовь власти к IT-отрасли, похоже, стала улетучиваться. В июне 2021 года Лукашенко негативно высказался о последствиях развития Парка: многие айтишники и предприниматели, о которых так заботилась власть, в результате оказались ее противниками. А в августе он обвинил ПВТ в работе за полцены на США. С 2021 года ставка подоходного налога, якобы из-за коронавируса, для резидентов Парка была увеличена с 9% до 13%.
Российско-украинская война и последовавшие за ней санкции в адрес России и Беларуси лишь подхлестнули процесс отъезда IT-специалистов. Отказ западных компаний от работы с беларусскими резидентами, сложности с расчетами – все это привело к тому, что объемы релокации увеличились.
Беларусский портал Dev.by в марте опубликовал результаты опроса, проведенного среди отечественных IT-специалистов. Более половины опрошенных – 56% — заявили о том, что компании перевозят сотрудников. А более 38% – что найм новых работников в Беларуси заморожен.
В Парке не могли дальше не замечать проблему. Администрация подготовила проект мер поддержки IT-компаний в условиях санкций. Среди предложений – возвращение налоговой льготы по подоходному налогу, отсрочки от призыва для сотрудников, моратории на проверки и изменения в законодательстве о статусе ПВТ. Администрация хотела, чтобы государство приняло меры по упрощению внешнеторговых платежей: от использования альтернативных валют и платежных систем до криптовалют и разрешения вносить наличную валюту на счета без подтверждения происхождения. Кроме того, предлагалось разрешить дистанционную работу и наем в других странах.
Но и попытка пролоббировать новые льготы для ПВТ, похоже, не увенчалась успехом. «Надо все-таки разобраться с IT-технологиями, IT-парками и с этими айтишниками, чтобы у нас были равные условия для всех», – сказал Лукашенко 4 апреля на совещании по проекту указа об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации.
По его словам, нужно посмотреть на отъезд программистов с точки зрения безопасности. Лукашенко заявил о планах провести совещание и принять ряд решений о судьбе ПВТ и беларусской IT-отрасли. Сразу зазвучали разговоры про возможные запреты на выезд для IT-специалистов.
К тому же власть, как обычно, будет пытаться заставить оставшихся поделиться доходами. Контуры подобного плана Лукашенко уже описывал в январе во время обращения к народу и парламенту. Компании могут обязать «платить» государству за специалистов.
«Поступим по-американски: хотите взять специалиста — заплатите. Пусть этот «Майкрософт», «Гугл» заплатит хорошую цену председателю Академии наук, к примеру, чтобы мы могли дальше генерировать наших ученых» – сказал он тогда. А ПВТ было предложено договориться о внесении более весомого вклада в благосостояние страны.
Правда, потенциальных плательщиков Академии наук становится все меньше. Крупные компании продолжают уходить. Вот и Wargaming объявила о решении покинуть Беларусь. В заявлении компании говорится, что студия в Минске будет закрыта, сотрудникам, которых затронут изменения, окажут поддержку и выплатят выходное пособие. Расчет на то, что все наверняка не уедут?
О текущих задачах IT тоже было сказано в ходе того же обращения к народу.
«Да не переживайте, что вы носитесь с этим Парком высоких технологий. Да у нас в производстве… Это я недавно увидел, у нас разработчики БелАЗа продемонстрировали беспилотный БелАЗ и погрузчик к нему», — сказал Лукашенко.
Все остальное – западные технологии, чуждые славянскому менталитету идеи, которые губительны для духовного развития. Какие там SayGames, World of Tanks – одно баловство.
Похоже, эпоха ПВТ в том виде, в котором мы его знали, приближается к концу. Равно как и эпоха Янчевского, который не то, что не возглавил IT-министерство, но и уже выбыл из состава комиссии по безопасности в экономической сфере при Совбезе. Следующим этапом может быть отставка с поста директора ПВТ.
Что касается самого Парка, то вне зависимости о того, будут ли приняты предложенные меры поддержки IT-компаний в условиях санкций, или он будет расформирован с передачей его функций Академии наук – спасти IT-страну уже не удастся. В условиях деглобализации и потери западных рынков никаким новым-старым оффшором отрасли не помочь.
А оставшимся придется заниматься импортозамещением. Что до неизбежных кадровых проблем, то даже запрет на выезд и привязывание программиста к стулу (фирме, институту, военкомату) делу не поможет. Потому что давно установлено – рабский труд не эффективен.
С местом в рейтинге Global Services 100 придется распрощаться. С лидерством в сфере высокотехнологичных услуг тоже. На завоевание позиций ушли годы, на их потерю – месяцы. Останется работа на внутренний и российский рынки. Из IT-страны Беларусь превращается в IT-зону. И скорость этого процесса будет только увеличиваться вне зависимости от принятых властями решений.
***
Мнения и оценки эксперта могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.