Участие беларусской армии в войне. За шаг до катастрофы

Примет ли беларусская армия непосредственное участие в российско-украинской войне? Этим вопросом сегодня задаются многие эксперты. Чаша весов склоняется то к «да», то к «нет». Однако события последних дней свидетельствуют об эскалации и без того холодных беларусско-украинских отношений. Но все же есть один важный аспект, способный остановить Беларусь за шаг от катастрофы.

Сами украинцы оценивают вероятность участия беларусской армии в военных действиях на территории Украины как высокую. Так, сегодня Генштаб ВСУ вновь заявил, что «существует вероятность привлечения Вооруженных сил Веспублики Беларусь в войне против Украины на стороне Российской Федерации». При этом украинская сторона сообщает, что угроза наступления из Беларуси ожидается на Волынском направлении для того, чтобы отрезать каналы поставки помощи украинской армии из западных стран.

Называются и другие признаки готовящегося вторжения беларусской армии. Так, Главное управление разведки Минобороны Украины сообщает, что сотрудники российских спецслужб изучают морально-психологическое состояние беларусских военнослужащих и проводят индивидуальные беседы с рядовым составом, пытаясь склонить их к участию в войне.

За выполнение «специальных задач» беларусам, якобы, предлагается денежное довольствие в размере 1000-1500 долларов в месяц и возможность льготного обучение в российских военных вузах.

Оценить достоверность этой информации довольно трудно: идет, в том числе, и информационная война, в которой стороны могут стремиться достичь каких-то своих целей. В том числе и с помощью «вбросов».

Однако есть и другие косвенные признаки эскалации. В минувшие выходные беларусское посольство в Украине полностью завершило эвакуацию своих сотрудников. А вчера Комитет госбезопасности Беларуси обвинил Украину в том, что под прикрытием ее посольства в нашей стране работали разведчики. Поэтому Беларусь приняла решение выслать украинских дипломатов и закрыть консульство в Бресте.

Возможность участия беларусской армии в российско-украинской войне обсуждалась еще до начала российской агрессии. Александр Лукашенко и до 24 февраля не раз публично обещал поддержать Россию.

«Я никогда не буду на стороне того националистического угара, который сегодня происходит в Украине, понимаете. Я буду делать все для того, чтобы Украина стала нашей. Она наша, Украина, там народ наш. Это не эмоции. Это мои твердые убеждения. Если мы, не дай Бог, окажемся, если Россия окажется перед агрессией со стороны Украины, мы в теснейшей связке – экономически, юридически, политически будем с Россией. И юридически — это главное», — говорил он в интервью российскому пропагандисту Дмитрию Киселеву.

И хотя в одном случае речь шла об «обострении конфликта на Донбассе», в другом – об «агрессии со стороны Украины» – факт остается фактом. Помощь была обещана, и Путин может потребовать выполнения обещаний.

Да и украинская агрессия, по словам Лукашенко, вещь вполне себе реальная. Во время встречи в Кремле с Владимиром Путиным он предложил свою версию нападения России на Украину. И заявил, что если бы Россия не атаковала Украину, то Украина напала бы на Беларусь.

Ну а беларусская пропаганда усиленно транслирует российские нарративы о несамостоятельности Украины, деструктивном Западе, нацистах и бомбящих собственные города бандеровцах.

Это поддерживается и на государственном уровне. Вчера в обращении по случаю годовщины Хатынской трагедии Лукашенко сказал, что каратели, спалившие жителей деревни Хатынь, вдохновляют «современных неонацистов, истребляющих своих сограждан на юго-востоке Украины». Напомнив, что в уничтожении жителей беларусской деревни принимали участие именно украинские коллаборационисты.

Все эти действия и заявления последних дней, вкупе с возбуждением уголовного дела в отношении советника офиса Президента Украины Алексея Арестовича, с информацией о том, что беларусские чиновники уже полторы недели ездят по воинским частям, рассказывая солдатам и офицерам про «украинских нацистов», позволяют констатировать – беларусско-украинские отношения находятся в крайне низкой точке. И угрозу участия беларусской армии в войне в Украине действительно можно оценивать как реальную.

При этом и Лукашенко, и высокопоставленные беларусские военные не раз заявляли, что наша армия не будет участвовать в этой войне. Правда, между словами и делами зачастую пропасть. Лукашенко и за четыре дня до начала войны отвергал намерения России нападать на Украину.

По сообщению телеканала CNN, США и НАТО тоже полагают, что Беларусь может вскоре присоединиться к российскому вторжению. При этом Пентагон отмечает, что пока не видит признаков того, что это может произойти в ближайшие дни.

Немало было сказано и о нежелании Лукашенко отправлять беларусскую армию на реальную войну. В первую очередь потому, что это не найдет поддержки в беларусском обществе. А не исключено, что и в армии.

Но четких аргументов для того, чтобы убедить Россию обойтись без нас, у беларусской стороны все меньше и меньше. НАТО четко дал понять, что не собирается вмешиваться в боевые действия. Поэтому «продавать» Кремлю защиту тыла и северо-западных рубежей становится все труднее.

Переговоры между российской и украинской делегациями тоже проходят в онлайн-формате. Поэтому и довод о сохранении Беларуси как переговорной площадки уже не так актуален. И Москва вполне может использовать все свои политические и экономические рычаги, равно как и фактор присутствия российской армии на беларусской территории, для того, чтобы выкручивать Минску руки.

Вполне вероятно, что в ближайшее время Россия перегруппирует силы и нанесет новый удар. Для которого ей могут понадобиться и беларусские военные.

Есть, правда, одна очень важная составляющая, которая, возможно, пока и удерживает официальный Минск от прямого участия в российской агрессии. Это общественное мнение в Беларуси. И оно явно настроено против участия беларусской армии в этой войне.

Так, что социолог Геннадий Коршунов написал о том, что «Центр новых идей» начал исследование «События в Украине глазами беларусских регионов». В рамках первого этапа проекта с 9 по 20 марта проходило качественное исследование – серия глубинных интервью. По его словам, «помимо разделяемого всеми респондентами крайне негативного отношения к войне как таковой, еще одной точкой всеобщего консенсуса является предельно отрицательное отношение к возможному участию беларусских военных в российско-украинской войне. Практически рефреном в ответах респондентов проходит фраза «Это не наша война!».

И по данным украинского Генштаба, в беларусской армии «большое количество личного состава и некоторые командиры отказываются от участия в оккупационных действиях».

«Абы не было войны» — последний пункт социального контракта Лукашенко и «глубинного народа», который пока еще не был нарушен.

Общественное мнение – то немногое, что на сегодняшний день может стать «стоп-краном», который остановит дальнейшее втягивание Беларуси в эту войну. Понимание того, что Россия не может рассчитывать на беларусскую армию именно в свете ее недееспособности и нежелания воевать – практически единственный аргумент для неучастия, который остается сегодня в колоде официального Минска. Если он действительно намерен не участвовать. Правда, иное развитие событий грозит Беларуси тотальной катастрофой. И полным крахом.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!