Россия требует «денацификации» Украины. Под этим предлогом российская армия стирает с лица земли украинский Мариуполь, в котором до войны жило более 400 тыcяч человек. Обстреливает Харьков, Чернигов, Киев и многие другие украинские города. А Александр Лукашенко для объяснения российской агрессии использует символ Хатыни.
Мемориал в Хатыни – память об ужасах войны. Напоминание потомкам о том, что новой бойни не должно произойти. И вот этот священный для всех беларусов символ используется как оправдание для новой агрессии.
В обвиняемой Россией и Беларусью в «неонацизме» Украине в день памяти о Второй мировой используется лозунг «Ніколи знову». Что в переводе на русский значит «Никогда снова». В «миролюбивой» России слоган другой – «Можем повторить». Согласитесь, разница существенная. Хатынь у нас была для «никогда снова». Теперь, выходит, для «можем повторить».
Боль Хатыни была и остается трагедией беларусской земли. Но символы можно использовать по-разному. Для кого-то это – память и предостережение, для кого-то – повод и причина.
Каратели, спалившие жителей деревни Хатынь, вдохновляют «современных неонацистов, истребляющих своих сограждан на юго-востоке Украины». Такую параллель провел Александр Лукашенко в своем обращении по случаю годовщины Хатынской трагедии.
«Вся дикость в том, что наряду с немецкими фашистами роль палача взял на себя 118-й батальон, состоящий из присягнувших на верность агрессору украинских коллаборационистов. Тех самых, чья кровавая деятельность вдохновляет современных неонацистов, истребляющих своих сограждан на юго-востоке Украины за их этническую принадлежность», — заявил он.
Беларусские власти давно используют тему неких «нацистов», угрожающих мирной Беларуси. И в составе Координационного совета демсил были «откровенно отвязанные нацисты». И вернуть идеологию нацизма пытаются те, кто стремится к мировому господству. И в Украине «обезумевшие какие-то там нацики». Вся эта риторика звучит не первый день. Лукашенко откровенно рассматривает 2020 год как акт агрессии против него лично. И посыл понятен: нападать на «хороших людей» в нашей исторической традиции могут только «фашисты». И вот уже святой для каждого беларуса символ используется для обоснования и оправдания развязанной войны.
Но одно дело говорить, другое – действовать. И с февраля 2022 года слова перестали быть просто словами. Начались дела. За которые рано или поздно придется отвечать.
Хатынские палачи понесли заслуженное наказание. Некоторых, как одного из главных виновников, начальника штаба карательного батальона Григория Васюру, кара настигла спустя много лет. Васюра сумел скрыть свою службу в СС, получил срок в 25 лет лишения свободы, но уже в 1955 году был амнистирован. Стал директором совхоза. Был награждён медалью «Ветеран труда». Но собственная неосторожность и показания бывших сослуживцев не позволили ему избежать суда. В ноябре 1986 года он был арестован и приговорен к высшей мере наказания.
Наказание догнало преступников. Но все равно остается вопрос – насколько вообще правильно сегодня вспоминать те события, исходя исключительно из «паспортных данных» участников? Кого и в чем это может убедить? Но Хатынская трагедия используется для накачки антиукраинской истерии в обществе.
Память и символы – странная вещь. При желании их можно использовать как угодно. И для чего угодно. Например, для формирования в обществе страха перед внешней агрессией. Для оправдания репрессий. Наконец, для агрессии против соседей, как это проделала Россия.
И теперь не важно уже, рассчитывал ли Путин на быструю победу или на долгую войну. И не важно, какую роль в этой войне намеревался сыграть сам Лукашенко. Дело сделано. 24 февраля была пересечена та самая «красная линия», о которой часто вспоминали российские власти.
Мариуполь, Харьков, Чернигов, Сумы, Волноваха, Ирпень, Буча. Список можно продолжать. По данным управления Верховного комиссара ООН по правам человека, потери среди гражданского населения Украины с 24 февраля до 20 марта 2022 года составили 2421 человек. В том числе 925 погибших. Украинские власти на 21 марта говорят о 117 убитых и 155 раненых детях.
Можно, конечно, пытаться убедить аудиторию своего ТВ в том, что украинцы бомбят сами себя. Но в этом не убедишь мир. Международный суд ООН в Гааге приказал России приостановить военные действия на территории Украины. Но Россия по-прежнему «может повторить».
Теперь доказательства военных преступлений собирает весь мир. США обвиняют Кремль в совершении неизбирательных атак во время войны и обещают помочь собрать доказательства военных преступлений. Премьер Польши Матеуш Моравецкий сообщил, что его страна собирает доказательства военных преступлений, совершенных россиянами, и намерена представить их ЕC. Такие факты фиксирует и Франция.
Правительство Украины отправило группы по сбору улик к местам, по которым была нанесены удары, чтобы возбудить против России дело в Международном уголовном суде в Гааге. А главный прокурор Международного уголовного суда Карим Хан и следственная группа уже прибыли в Украину для сбора доказательств военных преступлений Кремля.
Виновные рассчитывают, что до суда дело не дойдет? Пособники Пол Пота, осуждённые за участие в военных преступлениях, бывший президент Либерии Чарльз Тейлор, Слободан Милошевич и Радован Караджич тоже наверняка на это рассчитывали. Равно как и те, кто сидел на скамье подсудимых на Нюрнбергском процессе.
Вполне возможно, что и высшее российское руководство понесет наказание. А беларусское? Сегодня Лукашенко делает вид, будто ничего страшного не происходит. И выражает уверенность, что Россия не может потерпеть поражение в этой войне. Старательно убеждая в этом и себя, и свое окружение.
Но, предоставив территорию для агрессии, свои аэродромы и площадки для пуска ракет, беларусские власти стали соучастником военных преступлений. И сегодня в глазах мирового сообщества они как тот полицай, который помогает подносить канистру с бензином к обложенному соломой сараю. В котором заперты жители Мариуполя, Харькова, Чернигова и многих других украинских городов.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.