Санкционное давление на Беларусь. Рупии, юани и переход на российский рубль

Беларусь и Россия пытаются найти выход из санкционной ловушки. Самые большие надежды возлагаются на Китай. И на Индию, с которой предлагается рассчитываться рупиями. Однако идет поиск и других «адекватных ответов на те рестриктивные меры, которые предприняты по отношению к Беларуси». В частности – создание круга государств-единомышленников. А на повестке дня, возможно, вскоре снова возникнет тема единой валюты Беларуси и России.

С друзьями у Беларуси и России после начала украинской войны стало из рук вон плохо. За принятие резолюции ООН с требованием о выводе российских войск из Украины проголосовало 141 государство. Против высказались всего пять — Россия, Беларусь, Северная Корея, Эритрея и Сирия. Собственно, вот и весь перечень друзей.

Есть и воздержавшиеся, среди которых 35 стран. Тут Китай, Индия, Казахстан, Куба и другие. Это уже не совсем друзья. Скорее, наблюдатели, которые внимательно следят за событиями и ждут, куда склонятся чаши весов. Надеясь при этом получить свою выгоду. Выгода воздержавшейся Кубы, например, в том, чтобы и дальше получать от Беларуси и России грузовики, трактора и прочую промышленную продукцию в обмен на лекарства. При необходимости в ход могут пойти и ром с сахаром. Если возьмут. Как видно из схемы, это классический бартер. И ни на что другое Кубе пока рассчитывать не приходится. В свое время развал СССР стал причиной серьезных экономических проблем в этой стране. И российско-беларусская помощь для нее по-прежнему очень важна. При этом Куба лишь скромно воздержалась.

Да и для Беларуси с Россией бартер в ближайшем будущем вполне может стать новой-старой реальностью. Привет, подзабытые 90-е годы.

Казахстан пытается остаться в стороне от российско-беларусско-украинского конфликта. Руководство этой страны заявило, что не поддерживает ни Украину, ни Россию. При этом Казахстан не признал ДНР и ЛНР, готов предоставить гуманитарную помощь Украине, а авиакомпания Air Astana прекратила полеты в Россию из-за приостановки работы с РФ страховых компаний, которые обеспечивают коммерческие полеты. Наверняка Россия и Беларусь, «спасавшие» руководство Казахстана в январе 2022 года, рассчитывали на иные проявления дружбы. Но как есть.

Остальные государства — члены ЕАЭС тоже не торопятся поддерживать своих союзников. Армения пока не намерена признавать сепаратистские ДНР и ЛНР и призывает урегулировать российско-украинский конфликт с помощью дипломатии. Кыргызстан  заявил лишь о готовности предоставить площадку для переговоров между РФ и Украиной. Очевидно, что ближайшие экономические и политические партнеры пока не отваживаются перечить России, но и подписываться в ее поддержку не спешат. А каждый лишний день российско-украинской войны будет лишь убеждать их в правильности выбранной стратегии.

Владимир Макей в интервью Центральному телевидению Китая заявил, что Беларусь, принимая адекватные меры в ответ на западные санкции, будет создавать «круг государств-единомышленников».

Кто же может стать этими «единомышленниками»? На партнеров по ЕАЭС, как видим, надежд немного. Куба может помочь с лекарствами и ромом, но не более. И друзей в перспективе вряд ли прибавится. Приходится рассчитывать на тех, кто есть.

Из воздержавшихся, если отбросить, например, Центральноафриканскую республику и Ирак, от которых толку немного, остаются две знаковые страны – Китай и Индия. Две крупнейшие экономики, занимающие, соответственно, вторую и седьмую строки в рейтинге 2021 года по данным ООН.

Ни Китай, ни Индия не присоединились к санкциям, введенным в отношении РФ и Беларуси из-за войны в Украине.

От Китая в противостоянии России с западной цивилизацией зависит многое. Крупнейший производитель, крупнейший потребитель ресурсов – поставки из этой страны могут помочь РФ и Беларуси решить если не все, то многие санкционные трудности. Китай и Индия остаются, фактически, единственными крупными игроками, способными обеспечить значимые рынки сбыта для беларусской и российской продукции.

Россия и Индия уже рассматривают альтернативные варианты расчетов за энергоресурсы и другие товары. Китайский юань может быть использован как референсная валюта для механизма торговли в рублях и рупиях. Проблем придется решать множество: от неизвестного сегодня никому в мире курса российского рубля к юаню и к рупии до доступности танкеров, до адаптации нефтяных смесей для индийских НПЗ. В связи со сложностью расчетов, в том числе и возможностью отключения всех российских банков от системы SWIFT, нельзя исключать и бартерные схемы, по крайней мере, на первом этапе. Россию и Беларусь Индия больше будет интересовать скорее как рынок сбыта энергоресурсов и тех же калийных удобрений, техники. Интерес могут представлять поставки из этой страны лекарств и, например, текстильной продукции.

Другое дело Китай. Эта страна может как помочь решить многие беларусско-российские проблемы, так и усугубить их. Это отчетливо понимают и в Москве, и в Минске. Не зря накануне вторжения в Украину Владимир Путин встречался с китайским лидером Си Цзиньпином. Александр Лукашенко тоже сегодня встретился с послом КНР в Беларуси Се Сяоюном. По его словам, двум странам надо найти модель взаимоотношений и сотрудничества, которая отвечала бы обоюдным интересам.

Понимают положение Китая и на Западе. Cоветник по национальной безопасности США Джейк Салливан намерен обсудить с членом Политбюро Коммунистической партии Китая, директором Канцелярии Комиссии по иностранным делам Ян Цзечи текущие действия по управлению конкуренцией между США и Китаем, а также «влияние войны России против Украины на региональную и глобальную безопасность».

Начинается торг Запада и России с Китаем. Очевидно, что этой азиатской стране выгодно противостояние США и ЕС с РФ. Кого поддержит Китай? Не исключено, что никого. А будет спокойно «снимать сливки» с проблем как одной, так и другой стороны. Накапливая при этом собственные силы.

Но если у той же России и Китая есть еще время «на подумать», то экономика Беларуси, похоже, уже находится в плачевном состоянии. Премьер-министр Беларуси Роман Головченко на сегодняшних переговорах призвал главу правительства РФ Михаила Мишустина ускорить поддержку. Иначе в Беларуси к власти придут антироссийские силы.

Список беларусских просьб довольно велик. Речь идет о реструктуризации кредитной задолженности по государственным кредитам правительства и финансовых институтов России, о переходе на новую систему ценообразования на поставляемую российскую нефть, которая бы обеспечивала стабильную работу беларусских НПЗ с минимальной рентабельностью. О фиксации цен на природный газ для Беларуси в российских рублях с привязкой к действующим ценам на газ для ближайших российских регионов. О наращивании поставок беларусской машиностроительной продукции на российский рынок, в том числе о снятии остающихся административных ограничений. О импортозамещении комплектующих и участии беларусской стороны в российском оборонном заказе.

Очевидно, что санкционный удар сказывается на беларусской экономике гораздо быстрее, чем на российской. Но остается вопрос взаиморасчетов. В том числе в условиях неопределенности курса российского рубля. Поэтому на повестке дня с новой силой может встать тема единой валюты Беларуси и России. Или вовсе перехода нашей страны на российский рубль. Не зря глава российского правительства вновь высказался за усиление интеграции.

Китай далеко, а Россия рядом. Решение текущих экономических проблем грозит Беларуси еще большей потерей суверенитета.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!