Вчера стало известно, что Россия готова рефинансировать долг Беларуси только на миллиард долларов, хотя официальный Минск претендовал на кредит в размере $3,5 млрд. В Беларуси часто возникает проблема с выполнением обязательств по внешним долгам, но «восточная соседка» всегда помогала выкрутиться. В этот раз российская помощь оказалась гораздо скромнее, чем хотели беларусские власти. Что же будет с экономикой страны и грозит ли ей дефолт? Отвечает академический директор независимого исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова.
Не случайно Владимир Путин, встречаясь в последний раз с Лукашенко, отметил, что, несмотря на санкции и пандемию, экономика Беларуси демонстрирует неплохие показатели. Он имел в виду, что деньги Беларуси не очень-то и нужны. Миллиард, конечно, лишним не будет, не придется ужимать другие бюджетные расходы, чтобы его покрыть. Но даже если бы Евразийский банк не выделил этот миллиард, Беларусь бы все равно справилась с выплатами по госдолгу в отсутствии значительных внешних шоков.
Reform.by: И под внешними шоками вы не имеете в виду санкции, которые фактически начали действовать только в 2022 году?
— Конечно, санкции — это шок, но пока что они оказывают не такое большое влияние благодаря этому самому экспортному чуду. У нас в прошлом году экспорт вырос на $12 млрд. Да, сейчас мы потеряем $2-3 млрд из-за санкций. Но на фоне такого роста это не столь значимая трагедия. Не было бы санкций — Беларуси бы не понадобился даже этот миллиард. Но поскольку санкции все-таки есть, Россия его выделяет, чтобы союзник смог полегче перенести санкционную нагрузку.
Нужно понимать, что россияне не ждут возможности дать Беларуси побольше денег. Они дают при необходимости, поскольку не заинтересованы в том, чтобы беларусская власть почувствовала себя свободнее и позволяла себе критику и разногласия с российской стороной. Поэтому суммы выделяются небольшие. Сейчас еще окажется, что этот миллиард придет в несколько траншей, и между ними нужно будет выполнять какие-то условия.
А вот если в отношении Беларуси действительно будут приняты серьезные санкции — думаю, что российская сторона сразу поменяет свой подход и найдет при необходимости $3,5 млрд.