Выступив на канале «Россия 24», новый посол РФ в Беларуси Борис Грызлов сделал упор на реализации утвержденных союзных программ, предстоящих учениях и поставках вооружений. Особый акцент был сделан на зависимости беларусской экономики от российской поддержки. Недвусмысленные намеки дают основания предполагать, что основная задача, поставленная перед послом Грызловым в Кремле – принуждение Минска к интеграции.
Едва прибыв в Минск, новый посол Борис Грызлов назвал своим приоритетом реализацию союзных программ по углублению интеграции. По его словам, начинается «серьезная, кропотливая работа».
Уже через неделю после вручения верительных грамот Борис Грызлов дал интервью телеканалу «Россия 24», в котором изложил ключевые направления этой «кропотливой работы». Из ряда сделанных послом заявлений можно сделать далекоидущие выводы.
После краткого экскурса в историю беларусско-российской интеграции Грызлов перешел к экономическому блоку, который назвал «базисом» отношений. И здесь первостепенной задачей российская сторона видит унификацию налогового и таможенного законодательства.
Беларусь и Россия, по словам посла, создадут интегрированный орган по контролю за налогами. А само налоговое законодательство будет максимально унифицировано.
Об опасности этой унификации уже говорили независимые эксперты. «Российская сторона постаралась заложить в интеграционный процесс механизм «баш на баш»: поэтапное достаточно быстрое внедрение наиболее важных для нее вещей по налоговой и таможенной сфере в обмен на поэтапное предоставление преференций по газу и нефти, которые сейчас чрезмерно важны для Беларуси», — говорил старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук.
По мнению эксперта, реализация таких программ может подспудно превратить Беларусь в часть России через навязывание российских институциональных стандартов.
Но в обмен Беларусь может получить дешевые нефть и газ. Борис Грызлов не преминул лишний раз подчеркнуть зависимость беларусской экономики от российской поддержки.
По его словам, только первый блок АЭС обеспечил 14% прироста беларусского ВВП в прошлом году. Значимы и преференции, которые были даны нашей стране в виде поставок газа. Посол напомнил, что цена газа для Беларуси в 2021 году была 128,5 доллара за тысячу кубометров. А спотовая цена в Нидерландах – от 230 до 1900 долларов за тысячу кубометров.
«Поэтому продукция, произведенная в Беларуси, становится конкурентоспособной», — отметил Борис Грызлов.
Намек недвусмысленный – без российской поддержки беларусская продукция может стать неконкурентоспособной. А значит, от унификации налогового и таможенного законодательства Беларуси тоже никуда не деться.
Только вот, по словам Грызлова, единый рынок нефти – это вопрос уже 2023 года. Подразумевается, что без подвижек с налогами и таможней до нефти с газом разговор может и не дойти. Что ж, Россия учится на своих ошибках. И руководствуется теперь прагматичным подходом по принципу «утром деньги, вечером стулья». Выбраться из интеграционного процесса на одних обещаниях Минску, вероятно, уже не удастся.
По поставкам российского оружия в Беларусь Борис Грызлов был не менее категоричен. «Мы поставим то вооружение, которое считаем возможным, это общепринятая практика для укрепления нашей союзной группировки и нашей западной границы», — сказал посол. Прочесть сказанное можно и так: мы поставим то оружие, которое захотим. А не то, которое просит Минск или не то, которое устроит Запад. В общем, сами решим, что нам тут нужнее.
Борис Грызлов заявил, что политика Европы и США лишь способствует объединению Беларуси и России.
Что ж, пока Россия действительно – главный бенефициар в конфликте Беларуси с Западом. Борис Грызлов пояснил, что Ленинградская область уже в ближайшее время будет готова забрать беларусские грузы из Клайпеды.
«Думаю, это направление будет реализовано уже в текущем году, в ближайшее время, и мы сможем помочь Беларуси в перевалке их продукции, которая идет на экспорт через эти порты», – сказал Грызлов.
«Обсуждался вопрос готовности портов, Санкт-Петербургского порта, порта Бронка и в Ленинградской области — Усть-Луга и Приморска — для перевалки как раз продукции, производимой в Беларуси», — пояснил посол в интервью.
О перевалке калийных удобрений на портовом терминале в России, построенном при участии беларусского капитала, говорил и Александр Лукашенко в недавнем интервью Владимиру Соловьеву.
Лукашенко тогда пояснил, что российская сторона предоставила площадку, на которой создается дополнительная инфраструктура, чтобы увеличить портовые мощности. По его словам, финансирование идет за счет частных инвестиций из Беларуси.
Еще в 2020 году Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской области предлагал инвестировать в развитие портовой инфраструктуры. Тогда в качестве источника финансирования он называл остатки средств российского кредита на БелАЭС. Сейчас Лукашенко не стал уточнять, за чьи именно деньги реализуется проект.
«Сейчас очень сильный посол России в Беларуси. Может, есть смысл такого рода проекты осуществлять, как в советское время, когда на проектное финансирование с высокого государственного уровня и с одной и с другой стороны идет максимальная помощь, чтобы не было никаких попыток повлиять, нагреть руки», — сказал Лукашенко.
По его словам, под помощью имеется в виду отсутствие волокиты при отводе земли, выдаче разрешений и так далее. Однако если строительство находится еще на этапе отвода земли и выдачи разрешений – значит, конца, как говорится, даже не видно.
А вот Борис Грызлов упоминает практически все порты Финского залива – и порт Санкт-Петербурга, и Усть-Лугу, и Приморск, и Бронку.
Приморск – это крупнейший российский нефтеналивной порт. Бронка – многофункциональный морской перегрузочный комплекс единственный глубоководный терминал в Большом порту Санкт-Петербурга для проектных, генеральных, накатных и контейнерных грузов. Калий тут грузить не будешь, но некоторые грузопотоки, в частности, металлы и техника, могут идти и через него.
А вот порты Санкт-Петербурга и Усть-Луги для экспорта беларусских калийных удобрений подходят. Здесь есть необходимые терминалы, анонсировались и планы по их расширению. И хотя терминал в Усть-Луге планировалось задействовать под российских поставщиков, таковых вполне могут и «подвинуть».
Не исключено, что на первом этапе беларусский калий будет распределяться по различным российским портам, поскольку объемы на сегодняшний день слишком велики, чтобы направить их в один терминал.
Конкретные сроки перевода беларусского калия в российские порты Борис Грызлов не назвал. Так что проблема транспортировки калия прямо сейчас для Беларуси остается актуальной. И это еще один рычаг давления на Минск.
Да и впоследствии, в случае перевода экспорта беларусских удобрений через Питер, Усть-Лугу, Мурманск и так далее – в выигрыше все равно оказывается Россия, которая еще крепче привязывает к себе Беларусь. Все больше лишая официальный Минск возможностей маневра. Или шанса на неисполнение какого-либо пункта союзных программ.
У Москвы в руках было и так немало аргументов для воздействия на Беларусь. Сейчас их становится еще больше. Российская власть это понимает. Понимает и Борис Грызлов. И не считает нужным это скрывать, напоминая Минску и про нефть, и про газ. Теперь еще и про калий.
Становится очевидным, что Грызлов приехал в Беларусь с конкретной задачей – не дать Минску съехать с интеграционных рельсов. А уж методов принуждения у России теперь предостаточно. И новый посол четко дает понять это в своем «программном интервью». Пусть и вышедшем на канале «Россия 24», но адресованном в первую очередь беларусской аудитории.
В воздухе запахло Михаилом Бабичем. В свое время этот посол не прижился в Минске. А МИД Беларуси несколько раз достаточно жестко одергивал российского дипломата после его скандальных заявлений о беларусско-российских отношениях. Бабича тогда удалось выжить. А вот Грызлова может уже и не удастся. Времена не те.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.