Жители мегаполисов знают, что квартира — это дорого, и почитают за счастье купить ее в ипотеку на 30 лет. Совсем иначе жизнь складывается в маленьких городах, которые чахнут от нищеты и безработицы. Здесь люди иногда готовы переписать свое жилье на кого угодно или продать по цене билета в нормальный город.
В этом топе не будет городов-призраков с разрушенной инфраструктурой и обветшавшими скелетами зданий. Речь пойдет о населенных пунктах, которые пока еще живы и обжиты, но в силу обстоятельств их население пустилось в бегство, оставляя после себя пустые многоэтажки.
Воркута — пожалуй, самый большой и известный город, где квартиры отдают бесплатно. В 1990-е она была процветающим угледобытчиком с населением 250 тысяч человек. Но отрасль загнулась, и огромный моногород постепенно пришел в упадок. Здесь нет работы, при этом очень дорого стоят товары и услуги первой необходимости (коммуналка, продукты), поскольку Воркута находится за полярным кругом и терпит демографическое бедствие. Город, рассчитанный на четверть миллиона, уже сократился до 52 тысяч жителей, и этот процесс необратим.
Каждый год из «столицы мира» навсегда уезжает около 2000 человек. Большинство из них стремится продать свое жилье хотя бы за символическую сумму или отдать бесплатно, чтобы не платить коммуналку. Администрация города также готова принять квартиры в дар, но только отремонтированные и благоустроенные, чтобы впоследствии предоставить погорельцам и переселенцам.
В интернете можно без труда найти объявления о продаже квартир в Воркуте за 1 рубль. Вот, к примеру, одно из них:
«Продам за рубль или подарю однокомнатную квартиру, в которой не живу уже около 30 лет, квартира в собственности. Сама в настоящее время живу в Татарстане, г. Набережные Челны».
Это еще один город-угледобытчик в Республике Коми, который терпит бедствие после развала градообразующего предприятия. В Инте нет не только работы, но и сетевых магазинов, потому что доставить продовольствие в город очень непросто: он находится у Полярного круга и испещрен реками. Продукты здесь стоят гораздо дороже, чем в среднем по России, да и коммуналка пугающе высока.
По сравнению с началом 1990-х население Инты сократилось в 2,5 раза: с 60 до 25 тысяч человек, и люди продолжают уезжать. А те, кто остался, живут здесь от безысходности: от продажи квартиры в Инте невозможно выручить хоть сколь-нибудь существенную сумму денег.
Например, за «двушку» 45 кв. м. просят всего 460 евро, и покупать ее никто не торопится.
Невероятной красоты город на Колыме: заснеженные вершины гор, тайга, бурные реки, и среди всего этого — разбитые дороги и полупустые пятиэтажки. Четверть века здесь строили Колымскую ГЭС и жилье для строителей Колымской ГЭС, а когда ГЭС заработала и строители уехали, их дома оказались никому не нужны. С 11 645 человек (в 1989 году) население сократилось до 1800 (в 2021-м). И, несмотря на красоту природы, люди продолжают покидать Синегорье, оставляя пустые квартиры или продавая их за бесценок.
Раньше здесь был горнолыжный спуск с подъемником, яхт-клуб, кинотеатр, собственный аэропорт. И даже сейчас с инфраструктурой в Синегорье полный порядок: есть санаторий, больница, поликлиника, тренажерный зал и бассейн. Однако жить в городке остались только работники электростанции. Все-таки Колыма — регион для большого любителя из-за жутких морозов и высоких цен на продовольствие.
Трехкомнатную квартиру в Синегорье можно купить за 580 евро или выменять на икру, как указано в объявлении.
Городок расположен в уезде Ида Вируума, который называют эстонским Донбассом. Регион долгое время жил добычей сланцев, но большинство шахт сейчас заброшены, добыча почти не ведется и в городах царит безработица. Квартиры в Ида Вируума часто выставляются на аукцион по бросовым ценам. Например, в 2019 году в городе Кохтла-Ярве продали с молотка 40 квартир, которые торговались от 50 евро.
А сейчас самые низкие цены установились в моногороде Кивиыли. Шахту здесь уже закрыли, правда, продолжает функционировать химзавод по производству сланцевой нефти, но и он обречен. Всякий раз, когда цены на нефть снижаются, и ее добыча из сланца становится невыгодной, химзавод в Кивиыли терпит убытки. Предприятие не закрывается только чтобы не допустить массовой безработицы в и без того в чахлом городишке, но по мере того, как Евросоюз переходит на возобновляемые источники энергии, заводу становится все сложнее поддерживать этот статус-кво.
С 1990-х из Кивиыли уехала половина населения: было 10 тыс. человек, осталось 5 тыс. Городок выглядит ухоженным, как с открытки: идеальный асфальт, зеленые лужайки, есть даже достопримечательность — парк экстремального отдыха на отвале сланцевой шахты. И все бы ничего, если бы не отсутствие людей.
Четырехкомнатную квартиру площадью 89 кв. м. в Кивиыли можно купить за 300 евро, если не будет других желающих поучаствовать в предстоящем аукционе. Жилье расположено на втором этаже кирпичной девятиэтажки.
Из эстонского Донбасса перемещаемся на Донбасс Украинский. Здесь уже 8 лет идет война, да и до войны жизнь не была слишком сладкой. На Донбассе хватает дешевого жилья, но особенно много вариантов по бросовым ценам сейчас в Лисичанске — крупном городе, который в 2014 году был в активной зоне боевых действий и непродолжительное время входил в состав ЛНР, но вскоре вернулся под контроль Украины.
Сейчас город живет мирной жизнью. На сайте местная администрация отчитывается о восстановлении инфраструктуры и раздаче бесплатных квартир людям, чье жилье было разрушено во время военных действий. Но вооруженный конфликт на Востоке страны даже не думает затухать, и линия фронта может в любой момент переместиться.
Лисичанск — отнюдь не маленький город. В нем много промышленных предприятий и 5 действующих угольных шахт. Но война порядком подорвала его демографию. Если в 2010 году здесь жило 122 тыс. человек, то к 2017 осталось меньше 100 тыс.
За 930 евро в Лисичанске можно купить однокомнатную квартиру без ремонта, но со всеми удобствами.
Несмотря на высокий уровень жизни и постоянный рост цен на жилье, в странах Западной Европы также существует проблема заброшенных домов. Например, в итальянской Сицилии проводится программа продажи такого жилья всем желающим за символическую плату — 1 евро. Это, конечно, далеко не все расходы. Во-первых, дома по такой цене требуют дорогостоящего ремонта: порой в них нужно вложить 100 тыс. евро, чтобы привести в божеский вид. Причем сделать это необходимо в ограниченный срок (3 года), хотя некоторые было бы проще снести и отстроить заново. Кроме того, покупатель должен оплатить все бюрократические затраты и дать залог муниципалитету (2500 евро), который не вернется ему, если дом не будет отремонтирован вовремя.
Эта программа действует не первый год и дает свои плоды. Сицилию обжили любители итальянской природы, моря, скал и черепичных крыш. Правда, не все они переезжают в Италию навсегда, многие используют возрожденные дома для летнего отдыха или живут на две страны.
На официальном сайте программы размещена карта с городами и поселками, в которых местные власти устроили распродажу пустующих домов за 1 евро, но конкретные предложения с фото там не выставляются.
Впрочем, 2500 евро можно потратить не на залог муниципалитету, а на дом в Сицилии безо всяких обязательств перед местными властями и отремонтировать его, когда получится. Например, такой вариант продается в коммуне Калатафими-Седжеста. В нем есть три комнаты, ванна, балкон и терраса, а общая площадь составляет 60 кв. м.
Город в Абхазии в 30 км от Черного моря, частично разрушенный войной. На первый взгляд Ткварчели может показаться городом-призраком, хотя в нем осталось 5000 человек — примерно пятая часть населения, жившего здесь в довоенные годы. В 1992 году Ткварчели пережил 413-дневную блокаду и много раз попадал под бомбежку.
Но, несмотря на удручающее состояние города, у него есть все шансы на джентрификацию, ведь в отличие от какой-нибудь Воркуты, Ткварчели повезло находиться в мягком климате почти на самом берегу моря среди горных водопадов и минеральных источников. Раньше город мог похвастаться и классической архитектурой, но сейчас многие здания пребывают в плачевном состоянии, и вряд ли их когда-нибудь удастся реанимировать. В любом случае на ремонт нужны большие деньги, а из Ткварчели уехало столько людей, что в каждой трехэтажной «сталинке» осталось примерно по одной семье, и вряд ли ей по средствам отремонтировать целое здание.
За 1000 евро в Ткварчели можно купить 30 соток земли, а за 2000 евро — трехкомнатную квартиру площадью 85 кв. м. без ремонта, но в очень приличном доме. Судя по фасаду, он еще долго простоит без реновации.
История Детройта, бывшей автомобильной столицы США, хорошо известна всем интересующимся. Именно здесь Генри Форд изобрел двигатель своего «безлошадного экипажа», здесь же начали свою историю почти все американские автоконцерны. Предприятия росли, привлекая в Детройт дешевую рабочую силу без образования и квалификации, преимущественно — афроамериканцев, и к 1950 году население города достигло почти 2 миллионов человек. Средний класс сбежал из шумного мегаполиса, перенаселенного чернокожими рабочими, в тихий пригород с сочными лужайками и увез с собой свои налоги. Детройт стал беднеть, что спровоцировало вторую волну миграции, когда из города уехали остатки благополучного населения.
К 2020 году в Детройте осталась всего треть жителей — около 640 тыс. человек. Уровень преступности здесь почти в 6 раз выше, чем в среднем по стране. 35% населения города живет за чертой бедности. Впрочем, в последние 10 лет в Детройт вернулись некоторые автоконцерны, были отремонтированы заброшенные высотки и приведен в порядок даун-таун. Окраины же продолжают пребывать в плачевном состоянии.
На специализированном сайте Детройта на февральские торги выставлено несколько десятков заброшенных особняков, все по одной цене — 1000$ за штуку. У каждого лота есть страница с фотографиями, подробным описанием состояния и перечнем необходимых ремонтных работ. Условием покупки любого из этих домов является его реконструкция за полгода. Если ремонт не будет сделан, дом конфискуют.
Города Жанатас и Каратау возникли на карте Казахстана по одной-единственной причине: в серой безжизненной степи обнаружились залежи фосфора, который решено было добывать. Вокруг рудника построили горно-химический комбинат и жилье, в регион переезжали люди со всего СССР в поисках хорошего заработка, строились новые предприятия, не связанные с добычей фосфора. В каждом городе на пике успеха жило по 55-60 тысяч человек.
Но в 1990-е химическая промышленность региона пришла в упадок. Предприятия были закрыты, выросла преступность, жилой фонд регулярно оставался обесточен и обезвожен, и люди подались в бегство от безработицы, криминала, коммунальных проблем. Те, кто остался, жили добычей арматуры из разбитых бетонных плит заброшенных пятиэтажек — сдавали ее на металл, чтобы как-то прокормиться. Так многие пятиэтажки в Каратау стали аварийными.
Сейчас в Каратау осталось 30 тыс. жителей, в Жанатасе — около 20 тыс. Здесь появился новый работодатель — компания «Еврохим» построила в регионе новые производства. Проблема с «заброшками» тоже постепенно решается: часть уже снесена, часть отремонтирована и отдана очередникам. Но из-за промышленных выбросов в регионе очень грязный воздух, и при этом — низкие зарплаты (средняя — около 300 евро), поэтому жилье здесь, конечно, почти ничего не стоит.
За 2000 евро можно купить трехкомнатную квартиру в Каратау на 5-м этаже панельного дома 1990 года постройки с металлическими дверьми и пластиковыми окнами, а за 3000 евро — «двушку» в Жанатасе, правда совсем без окон.