Крайняя мера Владимира Мацкевича

Главное
Владимир Мацкевич.

Владимир Мацкевич объявил голодовку в СИЗО. Кто хоть немного знает беларусского философа и методолога – тот поймет: ВВ пойдет до конца. И голодовка эта – не шаг отчаяния. Это сознательная стратегия с одной лишь целью – продолжать думать Беларусь.

ВВ – так сокращенно, от Владимир Владимирович, называют Мацкевича коллеги и знакомые. «ВВ сказал», «ВВ написал». И вот ВВ сделал очередной шаг. С 4 февраля он объявил голодовку в СИЗО №1, где философа содержат уже полгода. Требования Мацкевича просты и выполнимы – он добивается изменения меры пресечения на подписку о невыезде, завершения следственных действий и назначения даты судебного разбирательства. Не больше. Но и не меньше.

Если через десять дней его требования не будут выполнены, политзаключенный перейдет к сухой голодовке. Владимира Мацкевича обвиняют по ч. 1 ст. 342 УК («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок»).

«В обвинении, которое я получил, не названо ни одно мое действие или поступок, нет ни одного эпизода. Я понимаю, что основанием для ареста стали мои статьи, высказывания, идеи и мысли, то есть меня собираются судить за «мыслепреступление» по Оруэллу. Именно это как нельзя лучше характеризует сегодняшний режим в Беларуси» — так описал в одном интервью из тюрьмы причину своей изоляции Владимир Мацкевич.

Он мог не идти на посадку. Был в Грузии, была, конечно, возможность остаться. Но Мацкевич вернулся в Беларусь. Зная, что будет задержан.

«Философы — самые свободные люди в мире. Платона дважды продавали в рабство, но он оставался Платоном… Не только Платона пытались продать в рабство. В наше время такие попытки тоже случаются» — это цитата из книги Владимира Мацкевича «Отвечая за себя. Записки философа с вредным характером», которая вышла, когда ее автор был уже в заключении.

Выходит, ВВ добровольно продал себя в рабство. Зачем?

Мацкевич всегда был сторонником сценариев, при которых ты сам задаешь повестку, а не реагируешь на то, что тебе навязывают. Голодовка в его случае – это способ задать свою повестку.

Владимир Мацкевич уже голодал. Это было в 2006 году, когда власти пытались лишить помещения церковь «Новая жизнь». Тогда голодовка длилась 23 дня. К ней присоединились другие церкви. Была поддержка волонтеров, медиа, политиков. Родственники голодающих осаждали Минздрав и городской исполком. В итоге власти пошли на уступки.

Только вот здоровье ВВ после нее оказалось серьезно подорванным. С тех пор прошло еще 16 лет. И моложе Мацкевич не стал. Но остался таким же сильным.

А тогда это была пусть маленькая, но победа. В этом суть и сегодняшней голодовки. В ситуации, пока большая победа невозможна, добиться хотя бы малой.

И вопрос сейчас не в том, что теперь будет делать ВВ. Вопрос в том, что можем сделать в этой ситуации мы.

Владимир Мацкевич – основатель Агентства гуманитарных технологий, первый глава Рады международного консорциума «ЕвроБеларусь», создатель «Летучего университета». Был инициатором общественной кампании в защиту независимости Беларуси «Свежий ветер». Стоял у истоков создания Объединенной гражданской партии, Белорусской христианской демократии и гражданской инициативы «Хартия 97», вел программы на телевидении.

И все это время он учил «думать Беларусь». Что это значит?

«Если бы Беларуси не существовало, ее следовало бы выдумать. Выдумать — глагол совершенного вида. Для того, чтобы выдумать, — нужно думать, думать то, что намерен выдумать. Только так Беларусь может начать «быть», то есть станет существительным, а не прилагательным к некой территории. Для этого нужно, чтобы все предложения, исходящие из Беларуси, имели Беларусь подлежащим, а не дополнением или обстоятельством места, главным, а не второстепенным членом предложения». Беларусь есть нечто, отличное от других.

И фактически нам еще предстоит «придумать» свою Беларусь. И создать придуманное нами, а не кем-то другим.

Концепция выглядит непростой. «Нужно думать Беларусь, что она есть. Думать, как она есть, как и какой ей быть». Причем не только изобразить это на бумаге, но и реализовать. Только вот реализовывать надо четкий план, а не удобные химеры и мифологемы.

Тем, кто хотел бы узнать больше, для начала сюда. Почитайте, ВВ и в заключении наверняка будет рад. В том числе для того, чтобы прочли, он и голодает. И ставит свою жизнь на кон.

«Посадка Владимира – это его ход в игре, а не ход «властей». Ход как «отчуждение от себя идей и текстов». Ход нам. Берите и пользуйтесь… без меня. А не будете пользоваться, не сможете – значит, такова судьба. Значит, мне пора умирать. Умирать не в буквальном смысле, а умирать как Человеку, Учителю, Гражданину», – так прокомментировала арест Владимира Мацкевича в Facebook его жена Светлана Мацкевич.

Голодовка – это следующий шаг бесконечно мужественного и преданного своему делу человека. Еще одна попытка быть услышанным. Крайняя мера.

Немногие были готовы воспринимать сказанное и написанное Мацкевичем. Слишком сложным все это казалось, слишком далеким от «стратегий прямого действия», позволяющих «решить проблему быстро». Да и непростой характер ВВ не добавлял ему союзников. Хотя время показало, что во многом ВВ был прав. Многое стоило бы услышать и реализовать в свое время. Только вот история не терпит сослагательных наклонений. Хотя еще не поздно.

Владимир Мацкевич намеревается адресовать начальнику СИЗО просьбу о предоставлении врача, нотариуса и пастора. Он пишет, что осознает все возможные последствия и не испытывает иллюзий относительно справедливости судебной и правоохранительной системы.

Чем мы сегодня можем помочь ВВ? Бороться за него. Думать о нем. Выступать в его поддержку. Читать его тексты. И думать Беларусь. Потому что все сделанное им делается только ради этого.

А еще очень хочется верить в то, что крайняя мера Владимира Мацкевича не окажется крайней на самом деле.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: