Государство поглощено борьбой с зарплатами в конвертах. В ход идет даже помощь со стороны сознательных граждан. Только вот многолетняя и упорная битва ведется не с причинами, а со следствиями налогового пресса.
Комитет госконтроля получил 341 сообщение о зарплатах, которые выплачиваются без отражения в бухгалтерском учете.
Как сообщает пресс-служба КГК, проверены 204 сообщения, по 137 проверки еще продолжаются. Информация подтвердилась лишь в 29 случаях. Выходит, в остальных писали по злобе, из-за конфликтов с начальством или просто потому, что «одна бабушка сказала?».
Интересно, а в случаях, когда информация не подтвердилась – применялись ли к авторам докладных какие-то санкции? Скажем, можно было бы предъявить обвинения в клевете.
Об этом пресс-служба КГК умалчивает. Но, судя по всему, вряд ли. Иначе как будет действовать система общественных инспекторов, помогающих Комитету госконтроля за материальное вознаграждение? Информаторы нужны. Пусть даже их данные верны всего-то в 10% случаев. Ведь в результате КГК удалось взыскать более 55 тыс. рублей дополнительных платежей в бюджет.
Проще всего, конечно, возмутиться по поводу граждан, пишущих доносы. Как там было у Сергея Довлатова – «и все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? Дзержинский? Ежов? Абакумов с Ягодой? Ничего подобного. Их написали простые советские люди».
Но, как отметил тот же Довлатов, человек способен на все — дурное и хорошее. В зависимости от стечения обстоятельств. А обстоятельства таковы, что поощрение доносов ведет к их росту.
Впрочем, вспоминаются многочисленные и популярные в свое время отсылки к зарубежной практике. Дескать, законопослушные американцы и европейцы так же доносят на своих соседей и знакомых, если те не платят налоги. И очень этим гордятся.
Но не о стукачах речь. Со своими моральными принципами каждый волен разбираться сам. Вопрос в другом – в эффективности системы борьбы. И в том, что уже много лет, несмотря на все усилия, государство не может с ней справиться.
Об эффективности порой задумываются даже те, кто ее создавал. Вот и Александр Лукашенко в ходе своего январского послания отметил, что проверки порой обходятся дороже, чем те суммы, которые взыскивают по их результатам.
«Нам надо наконец-то прекратить всякие проверки и идти туда, куда нужно», — сказал он. А именно туда, где есть настоящие «интересы народа». Посыл верный. Но где же они, эти самые интересы народа?
Их можно условно разделить на эмоциональные и рациональные.
Что касается эмоциональных – то не очень приятно платить налоги, которые идут на содержание карательных структур, которые бьют тебя дубиной за красно-белые носки. Или задерживают налево и направо, публикуя потом разного рода «покаянные видео». 335 рублей – именно в такую сумму, по данным проекта «Кошт урада», каждому жителю Беларуси обойдется в 2022 году финансирование милиции, судов и пограничников. Это вопрос доверия и траты налогов, о которых власти тоже не мешало бы задуматься.
Что касается рациональных, или экономических причин, то их тоже немало. Объем налогообложения в Беларуси сегодня на среднем европейском уровне. Среднестатистический белорус отдает в казну примерно половину своей зарплаты: 35% взносов в ФСЗН, 13% подоходного налога. Ключевой вопрос – сколько остается после этого? И хватит ли на более-менее сносную жизнь?
Но значительную часть налогов мы отдаем и после получения зарплаты. Например, акцизы или 20% НДС– налог, который включается в цену товаров и услуг и платится при любой покупке. За 11 месяцев 2021 года каждый житель Беларуси заплатил в среднем 350 рублей в виде акцизов и 1,5 тыс. рублей в виде НДС. Именно НДС является главным источником бюджетных поступлений, за счет него формируется примерно треть доходов казны.
Много было разговоров о прогрессивном налоге, когда чем больше доход, тем больше налог. Или о том, чтобы доходы в размере до двух средних зарплат по стране облагать минимальным налогом, скажем, в 5%. Дальше разговоров дело не идет.
Наоборот, с 2022 года в Беларуси обновили Налоговый кодекс. Были увеличены ставки налогов, отменена упрощенная система налогообложения для некоторых предпринимателей.
Хотя давно и хорошо известно – чем больше налог, тем больше создается схем для того, чтобы не платить деньги государству. Повышая налоги, государство создает стимулы для уклонения от их уплаты. Особенно в случае, если доходы населения и так невысоки.
То есть с ростом налогов растет и желание выплачивать ту самую заплату в конвертах, с которой потом приходится усиленно бороться. Есть альтернатива – закрыться. Или работать, положив при этом зубы на полку.
Отдельная история – Фонд соцзащиты населения. Эта система давно требует реформирования. Экономисты уже не первый год твердят о том, что экономика страны столкнулась с серьезными проблемами в этой сфере. Наша солидарная пенсионная система подходит для стран с быстрым экономическим ростом и высокой рождаемостью. А это не про Беларусь. Ключевая причина – старение населения. Уже сегодня на одного пенсионера приходится 1,7 работающего. И ситуация, по прогнозам демографов, будет только ухудшаться.
В ФСЗН подлежат уплате 34% +1% от зарплаты. Первую часть платит работодатель, вторую сам работник. Этот немалый «социальный налог» бьет в первую очередь по новой экономике, где добавленная стоимость создается интеллектуальным трудом. Именно для таких предприятий, где основные расходы — это зарплаты, налоговая нагрузка становится не просто большой, а непомерной. Вот и возникает соблазн платить в конвертах.
Вместо кардинальной реформы системы государство лишь увеличивает пенсионный возраст. Удобная политика – с 2022 года жители Беларуси могут уходить на пенсию в 63 года для мужчин и в 58 лет для женщин. Учитывая продолжительность жизни в стране, некоторые, особенно мужчины, рискуют вообще не дожить до пенсии. Или умереть, только выйдя на нее. При этом пенсионные накопления не передаются по наследству. Ну и какой смысл, считают многие, в таких условиях платить в пенсионный фонд?
Сколько было разговоров о переходе на накопительную или смешанную систему, но воз и ныне там. Но вместо решения сути проблемы власть продолжает сражаться с ее следствиями – зарплатой в конвертах.
Хотя можно было бы заинтересовать работников собирать средства себе на старость. Добавить к кнуту еще и пряник. Но в наших реалиях используется только кнут – штрафы и уголовные дела.
И тут вклад от напряженной работы КГК в размере 55 тыс. рублей дополнительных платежей в бюджет, конечно же, трудно переоценить. Цветочки подергали, корешки остались.
Конечно, бороться с проблемой недоверия граждан государству и его финансовым институтам было бы гораздо полезнее и эффективнее. Но это уже совсем другая история.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: