Очередное послание сенсаций не принесло. Практически все, что прозвучало с трибуны Дворца Республики, мы уже в той или иной степени слышали раньше. За малым, может быть, исключением. Но цель «держать общество в напряжении», если допустить, что таковая оратором ставилась, в целом достигнута.
Накануне мы попробовали анонсировать ключевые темы послания. И угадали большинство тезисов, которые прозвучали в сегодняшнем выступлении. Не потому, что мы такие умные. А потому, что основные «болячки» страны прекрасно известны и нам, и читателям. И тем, кто сегодня управляет страной.
Выбор зала и количество приглашенных свидетельствуют о том, что мероприятию стремились придать грандиозности. Темно-синяя подсветка зала добавляла не то торжественности, не то тревоги. И в целом отражала общую ситуацию в стране.
Что же мы услышали? Что война начнется лишь в случае агрессии против Беларуси или России. И что «жернова передела мира» продолжают вращаться. Про Украину, которую надо вернуть в лоно славянства. И про Запад, который хочет разрушить российско-украинское братство. И про символ геополитических угроз, коим стала дата 17 сентября.
Про ценности беларусского государства и про демократию по-беларусски. Которая не та демократия, какой ее видят в свободном мире и в США.
Так что все традиционно. Враги по-прежнему на Западе, братья – на Востоке. И разговаривать с врагами надо жестко.
Всебеларусское народное собрание призвано не допустить отхода от выбранного пути. А положение о двух президентских сроках в проекте Конституции связано с возрастом будущего президента.
Скажите, что из вышеперечисленного стало новостью? Главный вывод, который можно сделать – капитального ремонта здания под названием «Беларусь» не предвидится. Разве что немного обновят фасад. Но на другой поворот событий никто и не рассчитывал, верно?
В качестве хоть какой-то сенсации можно рассматривать разве что обвинение Польши в расстреле «сотен тысяч мигрантов», которые пытались проникнуть в ЕС. Бывает. Увлекся оратор, заговорился.
По-видимому, ключевой задачей послания было сохранение в обществе атмосферы напряженности. Ведь кругом враги и расслабляться нельзя. Чтобы держать в напряжении всех без исключения, прозвучал намек, что даже в этом зале присутствуют чиновники, которые вскоре могут оказаться под следствием из-за обвинений в коррупции. Теперь присутствующие могут гадать, кого же из них имели в виду. Это придаст всем необходимый тонус.
И как по заказу в один момент во все соцсети полетел залп отчетов о том, как по всей стране рабочие, интеллигенция, военнослужащие и студенты внимают у телевизионных экранов. И внимательно слушают выступающего. Лица слушателей сосредоточены и суровы.
Что до «беглых», то их судьбу решит общественная комиссия во главе с пропагандистом Григорием Азаренком и генпрокурором Андреем Шведом. И для политических оппонентов есть лишь один путь — покаяние. Потому что дальше будет только хуже.
В связи с этим на ум приходит сегодняшнее заявление госсекретаря США Энтони Блинкена о том, что западные санкции в отношении беларусских властей будут действовать до тех пор, пока не прекратятся жестокие репрессии и не будут освобождены все политические заключенные.
Заметьте, Блинкен впервые ничего не сказал о новых выборах в Беларуси. Он упомянул только политзаключенных. Возможно, это и было расценено в Минске как поступающий сигнал о восстановлении отношений. Отсюда и прозвучавшее предложение Западу перевернуть страницу, и обещание позволить США и Европе сохранить лицо при восстановлении отношений с беларусскими властями. Но лишь в том случае, если от Беларуси не будут требовать пересмотра отношений с братской Россией.
Конечно, все эти предложения, равно как и угрозы экономической войны с Литвой, озвучиваются с «позиции силы». Но могут быть расценены и как готовность идти на некоторые компромиссы. Потому что санкции, а особенно транзит калия – тема для Беларуси болезненная.
Если вынести за скобки эти нюансы и гипотезы, то в целом обращение прозвучало как старая, хорошо знакомая сказка. И даже не на новый лад. Потому, может, и длилось всего чуть больше трех часов. Что ни разу не рекорд.
В очередной раз стало ясно, что ничего нового власть обществу предложить не может. Да и не стремится. Наоборот, будут продолжаться попытки как можно надежнее законсервировать внутреннюю ситуацию. Но при этом по возможности решить внешние проблемы. Но задача совместить аресты с танцами непростая. И не факт, что решаемая.
Может, понимают это и сидящие в зале. Потому что оваций в нужный момент не последовало. Пришлось даже попенять на это собравшимся.
Фон зала отражал суть – страна пока будет жить с включенным тревожным синим светом. О чем нам и было недвусмысленно объявлено.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: