Издание Politico публикует отчет Международной организации гражданской авиации (ICAO) по делу о посадке самолета Ryanair в Минске и обращает внимание, что беларусские власти не предоставили всей требуемой информации.
В частности, в докладе говорится, что Беларусь не предоставила информацию о точном времени и продолжительности телефонного звонка заместителя гендиректора по безопасности минского аэропорта дежурному диспетчеру, во время которого он сообщает о полученном сообщении об угрозе взрыва.
Также не предоставлены записи с камер видеонаблюдения, которые могли бы показать важные действия, связанные с пассажирами рейса. Беларусские власти объяснили, что не все записи были доступны из-за длительности времени, прошедшего с момента события. Удовлетворительного обоснования, почему записи не были сохранены, учитывая ведущиеся расследования в связи с этим событием, не прозвучало.
Экспертам также не удалось ни встретиться, ни опросить диспетчера минского аэропорта. Власти Беларуси сообщили, что он не явился на работу после летнего отпуска и что у них нет информации о его местонахождении и нет возможности связаться с ним.
Также нет информации о первом письме с угрозой. По данным официального Минска, «первое электронное письмо было получено в 09:25 UTC (12:25 по местному времени) затем второе письмо в 09:56:45 UTC (12:56:45 местного времени), оба содержали идентичную информацию об угрозе взрыва».
«FFIT не смогла проверить, что первое электронное письмо было фактически получено в 09:25 UTC (12:25 по местному времени), поскольку власти Беларуси не предоставили журналы почтового сервера airport.by или файлы электронной почты, содержащие сообщения с угрозами, сохраненные в оригинальном формате, включая метаданные, ссылаясь на то, что они были удалены в соответствии с их политикой хранения данных», — говорится в докладе.
Также остается неясной ситуация с одним беларусским пассажиром, по которому есть информация, что он якобы выразил желание остаться в Минске, но ему отказали во въезде в Беларусь, и он продолжил поездку в Вильнюс. По информации беларусской стороны, в стране пожелали остаться 5 человек и все просьбы были удовлетворены. Среди них были трое беларусов, один грек и один гражданин России.
«Команда не смогла собрать информацию о причинах, по которым просьба пассажира остаться в Минске была отклонена, или о том, была ли эта просьба на самом деле, так как беларусские власти указали, что всем пассажирам, которые просили остаться в Беларуси, было разрешено въехать в страну», — говорится в докладе.
Аудио- и видеозаписи же работы иммиграционной службы, показывающие процесс обработки пяти пассажиров рейса, допущенных в Беларусь, предоставлены не были, поскольку видеоархив хранится 30 дней. В наличии были выписки данных ГПК об иммиграционном оформления пяти пассажиров, из которой следует, что эти пассажиры были зарегистрированы в базе данных в тот день. Однако невостребованного багажа, согласно опубликованным данным, после прибытия самолета в Вильнюс не было.
«Поскольку ни бомба, ни доказательства ее существования не были обнаружены во время предотлетного досмотра в Афинах (Греция) и после различных обысков самолета в Беларуси и Литве, считается, что угроза взрыва была заведомо ложной», — говорится в докладе.
Следователи агентства подчеркнули, что сообщение заведомо ложной информации, угрожающей безопасности воздушного судна в полете, считается преступлением по правилам ICAO, но добавили, что им не удалось связать этот инцидент с «каким-либо лицом или государством».
В докладе отмечается, что несколько стран начали расследование инцидента, что может помочь установить любые «недостающие факты».
Напомним, вчера ICAO представила отчет по инциденту с самолетом авиакомпании Ryanair в воздушном пространстве Беларуси. 31 января пройдет заседание членов ICAO по итогам представленного доклада.