Госсекретарь США Энтони Блинкен прокомментировал миссию ОДКБ в Казахстане. Он отметил, что у Госдепартамента есть вопросы об основаниях для запроса со стороны Касым-Жомарта Токаева военной помощи от организации.
«Что касается ОДКБ, то у нас возникают вопросы о характере запроса, почему он возник. Мы стремимся узнать об этом больше. Мне кажется, что казахстанские власти и правительство, безусловно, способны надлежащим образом реагировать на протесты, делать это таким образом, чтобы уважать права протестующих, поддерживая при этом закон и порядок. Итак, неясно, почему они чувствуют потребность в какой-либо помощи извне, поэтому мы пытаемся узнать об этом больше», — сказал он.
Блинкен призвал силы ОДКБ и правоохранителей Казахстана придерживаться международных стандартов в области прав человека и мирного урегулирования. Он выразил надежду, что правительство сможет быстро решить проблемы, которые носят политический и экономический характер. Глава Госдепартамента США добавил, что разговаривал с министром иностранных дел страны и высказал поддержку конституционных институтов Казахстана, важность соблюдения прав человека и свободы СМИ.
«Должно быть уважительное решение этого кризиса. И опять же, это включает в себя защиту прав любого мирного протестующего. В то же время мы ясно дали понять, что осуждаем насилие, совершаемое кем бы то ни было, в том числе насилие, направленное против институтов государства и правительства. Мы очень дорожим отношениями, которые у нас сложились с Казахстаном. Мы наблюдаем за ситуацией с настоящей тревогой. И мы призываем всех найти мирное и конструктивное решение ситуации», — сказал он.
Блинкен также призвал не проводить параллели между Казахстаном и Украиной.
«Я бы не стал объединять эти ситуации. Как я уже сказал, есть очень конкретные движущие силы того, что происходит в Казахстане прямо сейчас, которые касаются экономических и политических вопросов. И то, что там происходит, отличается от того, что происходит на границах Украины. Сказав это, я думаю, что один из уроков недавней истории состоит в том, что когда русские находятся в вашем доме, иногда очень трудно заставить их уйти», — добавил он.