Год исторической памяти. Back to USSR

Год исторической памяти в Беларуси обещает принести много нового. Например, пересмотр оценок периодов Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Хотя при ближайшем рассмотрении все это новое становится очень похожим на подзабытое старое.

Этот год пройдет под знаком сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни беларусского народа. Об этом Александр Лукашенко заявил на совещании по вопросам реализации исторической политики.

Лукашенко выступил, как сообщает его пресс-служба, «за адекватную оценку исторических периодов на беларусских землях, включая времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой».

«Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях так и назовем, например, период Речи Посполитой – оккупацией беларусской земли поляками. Этноцидом беларусов», — сказал он.

Вспомнив про ВКЛ, Туровское и Полоцкое княжества, Лукашенко призвал помнить и о достижениях советского периода: «Давайте не будем забывать, что как нация мы окончательно сформировались именно в советское время. Именно тогда началась история беларусского государства. По-настоящему».

Ничего нового в таких концепциях нет. Возьмите советский учебник истории, и в нем вы прочтете о том, как «самостоятельные народы превращаются в сидельцев «тюрьмы народов», а затем вновь в самостоятельные народы, но уже на общей братской основе социализма». Это из рецензии, написанной Николаем Бухариным на учебник, подготовленный Московским Государственным педагогическим институтом в 1936 году.

О ВКЛ, как и Речи Посполитой, в советских учебниках говорилось немного.

Общий смысл был таков: издревле народы этих земель боролись против иноземных феодалов, но только в СССР получили возможность жить и развиваться в дружной семье.

Например: «В XIV-XV вв. территория Великого княжества Литовского расширялась за счет западнорусских, беларусских и украинских земель, ослабленных монголо-татарским нашествием». Это из «Хрестоматии по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века», изданной в 1989 году.

Выглядит так, что земли вроде как были отняты у русских, занятых войнами с татаро-монголами. Хотя напрямую и не утверждается, но осадок, как говорят, остается. О том, что в состав ВКЛ то же Полоцкое княжество вошло абсолютно добровольно, авторы предпочли умолчать.

Там же сообщается, что «народы Прибалтики были с глубокой древности тесно связаны с Русским государством». Как, естественно, и беларусы.

В учебнике есть несколько абзацев о войнах литовских князей с Тевтонским орденом, но нет ни слова об их же сражениях с княжеством Московским.

А вот и Речь Посполитая. «Еще в XVI-XVII веках польские магнаты и шляхта шли на сделки с немецкими династиями для проведения политики агрессии на востоке, для захвата украинских и беларусских земель» – это из учебника по истории СССР для 9 класса, изданного в 1953 году. «Польский государственный порядок был выгоден крупным магнатам», а Речь превратились в «шляхетскую республику, находящуюся в состоянии полного внутреннего разложения».

Не буду утомлять цитатами, общий смысл понятен. Враги всегда на западе.

Не было в тех учебниках подробностей войн с Московским царством 1487-1537 годов. Ни войн 1654–1667 годов, развязанных против Речи Посполитой царем Алексеем Михайловичем. А ведь после них численность населения ВКЛ, по мнению некоторых историков, сократилась более чем вдвое.

Не было там ни Радзивиллов, ни Сапег, ни Сангушек.

Зато как крупные военные успехи подавались походы Петра I, в том числе Северная война. Которая велась, главным образом, на территории современных Беларуси и Украины. Беларусские земли опустели. Эта война стоила Беларуси третьей части населения. В боевых действиях, от насилия, голода и эпидемий погибли около миллиона человек. Но в учебниках писали лишь о том, что Швеция утратила былое величие, а Россия получила выход к Балтийскому морю.

С точки зрения имперских амбиций писалась вся история Российской империи.

И в СССР она была лишь разделом пропаганды. Под видом исторической науки насаждались максимы, необходимые с точки зрения проводимой в данный момент политики. С политикой менялась и история. На этих максимах во многом и держалась вся советская система. Истина никого не волновала. По понятным причинам в центре истории СССР была история России. Поэтому и в XX веке события подавались с имперской точки зрения. Разве что Российскую империю сменила Советская империя.

Ну и конечно, роль государства, царя, лидера. Ей в имперской историографии отведена почетная роль. На вожде и на выстроенной им системе держится все – так было со времен Дмитрия Донского, через Петра I и до Владимира Ленина. Очень важная деталь для авторитарных режимов.

Задача истории в любой империи сугубо утилитарная – поддерживать систему. Не дать ей поколебаться.

Такую роль истории отводят и в современной Беларуси. Вот и Лукашенко прямо говорит, что сейчас стоит задача не допустить развития идей, которые могут подорвать страну в будущем.

«Впервые за годы своей независимости мы ставим эти два понятия – «история» и «политика» – рядом», – сказал он.
Впервые ли?

«Беларусские учебники по истории, созданные в период распада СССР, переписаны. В новых, по замечанию специалистов, учтено требование президента Лукашенко, историка по образованию, не очернять советских руководителей, «включая Иосифа Виссарионовича Сталина», – писала журналист Татьяна Мельничук еще в 2013 году.

«Автор учебника – доктор исторических наук, профессор Евгений Новик – в тексте для школьников сожалеет, что Октябрьскую революцию нынче уже не называют «Великой».

«Специалисты отмечают, что война (1939-1945 гг. – Reform.by) не рассматривается как Вторая мировая, сведения о действиях союзников СССР по антигитлеровской коалиции отсутствуют либо изложены крайне скупо». В советских учебниках про союзников тоже не писали.

Так что все новое – хорошо забытое старое.

Историю в очередной раз перепишут. Разбавив советскую имперскую идеологию Полоцким и Туровским княжествами. И, конечно же, «позабыв» о войнах с царством Московским. Иначе и единственный союзник обидится, и образ «вечного врага на западе» останется не сформированным.

«Сегодня историческая политика является для нас стратегией самосохранения в условиях глобального передела сфер влияния в мире. Это фактор национальной безопасности», – подчеркнул Лукашенко.

Это важная фраза. Речь действительно идет о стратегии самосохранения. Для сохранения БССР необходима соответствующая история.

И вновь возвращаемся к вопросу – насколько реально упросить XX век не уходить? Или закомандовать ему остаться?
Хороший ответ на этот вопрос дает социолог Геннадий Коршунов:

«Да, для кого-то это «прошлое» все еще пахнет величием и настоящим пломбиром. Но для существенной части населения постсоветского пространства «советское» прошлое отдает только тленом и плесенью. У настоящей жизни иной запах, мало связанный с хлоркой, телевизором и памятниками вождю – великому и единственному. Тот, кто этого не понимает и в качестве своей максимы постулирует простоту, сохранение и единообразие, тому нет места в будущем. Совок, 90-е, хрустальный сосуд, елбасизм, скрепный мир – все эти идеологемы цифровой мир превращает в смешные мемы, обреченные на скорое забвение».

Но потерянного времени будет жаль.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!