Что экспонируется в новом корпусе Национального художественного музея: фоторепортаж Reform.by

О том, что Национальный художественный музей-таки открыл дополнительные выставочные площади в новом корпусе на Карла Маркса, Reform.by писал ранее. Однако внимательно рассмотреть новые залы и экспозиции в реконструированном здании бывшего общежития обозревателю нашей редакции удалось только в этом году.

Напомним, что Национальный художественный музей в конце прошлого года презентовал два реконструированных корпуса — по улице Карла Маркса, 24 и Кирова, 25. Вместе с главными зданиями по улице Ленина они очерчивают будущий музейный квартал, идея которого вынашивалась руководством Национального художественного более десяти лет. В корпус на Кирова, в котором сейчас располагаются мастерские реставраторов и научная библиотека музея, попасть не просто: в сущности, он не предназначен для посещений массового зрителя. А вот корпус на Карла Маркса — как раз открыт для публики. И сегодня там работают две выставки — «Рух зямлі» і «Выратаваныя мастацкія каштоўнасці», на примере которых мы и попробовали рассмотреть возможности новых площадей и потенциал будущих выставочных высказываний.

Итак, на четвертом этаже корпуса открыта выставка «Рух зямлі».

Фрагмент экспозиции «Рух зямлі». Фото: Reform.by.

«Представить образ родной земли многоплановым как во времени и темах, так и в художественных стилях, приблизиться к пониманию темы Земли в рамках особого пантеистического взгляда на мир в беларусском изобразительном искусстве, выявить круг идей, мотивов и приёмов внутри этой темы – основная цель и концепция выставки «Ход Земли», — задается тема в описании экcпозиции.

На выставке представлены работы из коллекции беларусского искусства Национального художественного. Валерий Шкарубо, Александр Гришкевич, Михаил Филиппович, Николай Селещук, Владимир Кожух, Николай Казакевич, Борис Казаков, Георгий Скрипниченко, Гавриил Ващенко, Май Данциг, Ольга Сазыкина, Сергей Селиханов… Представлены в экспозиции преимущественно живописные произведения, но есть и рисунок, а также немного декоративно-прикладного искусства, скульптура. Временной отрезок работ: от 1920-х до 1990-х.

Фрагмент экспозиции «Рух зямлі». В центре — работа Валерия Шкарубо «К неизвестному», 2006 год. Фото: Reform.by.

Первое, что бросается в глаза при посещении экспозиции — это прекрасный свет в залах. Неяркий, мягкий, грамотно выстроенный: при такой подаче живописные работы приобретают дополнительное цветовое сияние. Стекло в рамах, которое обычно дает блики, мешая просмотру, при таком освещении совсем не заметно; а некоторые полотна кажутся как будто помещенными в лайт-боксы.

Николай Селещук «Дорога домой», 1996 год.Фото: Reform.by.

Порадовала и развеска в залах — каждой работе дали пространство — соответственно и экспозиция получилась не перегруженной, «воздушной».

Цвет стен в двух залах на четвертом этаже — цвет капучино и серый.

В целом, сама же выставка «Рух зямлі» показалась спокойной, но компромиссной. С одной стороны, заявлены известные и менее работы беларусских художников: и тут можно себя спросить, а действительно ли мы знаем произведения беларусских классиков? С другой стороны, тема Земли раскрывается в экспозиции осторожно. Так, на выставке, к примеру, есть и картина Леонида Щемелева «Гроза. 22 июня 1941 года», и ранняя работа Бориса Заборова «Романтический пейзаж», и Николай Селещук «Дорога домой», и тот же рисунок Рыгора Ситницы «Композиция» из серии «Страна забвения» 1990-х. И все же кураторы не позволяют себе в выставочном высказывании лишних коннотаций и провокационных сопоставлений. Однако с задачей грамотного экспозиционного решения кураторы справляются.

Борис Заборов «Романтический пейзаж», 1977 год. Фото: Reform.by.

 

Фрагмент экспозиции «Рух зямлі». Скульптура — Сергей Селиханов «Лен», 1973 год. Живопись — Михаил Филиппович «Хоровод (Ляльник), 1921-1922 годы. Фото: Reform.by.
Юрий Выходцев «Пашня», 1985 год. Фото: Reform.by.

 

Гавриил Ващенко «Свидетели», 1993 год. Фото: Reform.by.
Борис Казаков «Пора уборки хлеба», 1983 год. Фото: Reform.by.

Спускаемся на третий этаж. Здесь выставка «Выратаваныя мастацкія каштоўнасці» дает возможность публике познакомиться с промежуточными и итоговыми результатами работы беларусских реставраторов на примере конкретных работ. Выставка также разбита на два зала: синий и шоколад.

В экспозиции представлены произведения древнебеларусского, русского и европейского искусства XVII–XX веков, прошедшие реставрацию за последние одиннадцать лет.

Фрагмент экспозиции «Выратаваныя мастацкія каштоўнасці». Фото: Reform.by.

«Приоритетной является работа по возрождению памятников беларусской иконописи, алтарной живописи, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства, — поясняется в описании к экспозиции «Выратаваных мастацкіх каштоўнасцей» в синем зале. — Доставленные в музейные хранилища из экспедиций эти произведения, как правило, находились в тяжелом состоянии сохранности, так как были сняты с чердаков храмов, заброшенных колоколен, подвалов костелов. Пройдя начальную консервацию, многие из них годами ожидали своей очереди на полноценную реставрацию».

Неизвестный мастер «Царские врата». Середина ХVIII века. Реставратор: Алексей Егоров. Фото: Reform.by.

Признаемся, что синий зал производит хорошее впечатление. Кураторы выставки позаботились о том, чтобы пояснить откуда и с каким повреждения поступали в музей объекты сакрального искусства, какие реставрационные процессы они прошли, кто отвечал за реставрацию работы, что как раз делает видимой вклад реставраторов в возрождение произведения искусства. Некоторые объекты специалисты действительно возвращают к жизни из совсем плачевного состояния.

 

 

Если в синем зале экспонировалось древнебеларусское искусство, то в коричневом — представлены произведения европейского искусства, русская живопись и графика XVIII – середины ХХ веков.  К сожалению, на наш взгляд,  экспозиция в так называемом шоколадном зале из-за плотности развески работ и довольно яркого точечного света (возможно, стоило выбрать более приглушенное освещение) выглядела немного агрессивной. Некоторым полотнам (в частности, Владимира Маковского) явно не хватало пространства: хотелось рассмотреть их на расстоянии, которого не хватало.

Фрагмент экспозиции «Выратаваныя мастацкія каштоўнасці». Работы Витольда Бялыницкого-Бярули. Реставратор: Светлана Ишмаева. Фото: Reform.by.
Фрагмент экспозиции «Выратаваныя мастацкія каштоўнасці». На переднем плане — фарфоровая статуэтка Майсенской фарфоровой мануфактуры «Ловля тритона». Вторая половина ХIХ века. Реставратор: Татьяна Горовец. Фото: Reform.by.
Фрагмент экспозиции «Выратаваныя мастацкія каштоўнасці». Неизвестный художник ХVIII века «Портрет старика в берете». Реставратор: Элла Пашкина. Фото: Reform.by.
Фрагмент экспозиции «Выртаваныя мастацкія каштоўнасці». Макс Либерманн «Обнаженный всадник на пляже». 1908 год. Реставратор: Светлана Шалай. Фото: Reform.by.

В целом же, новые площади оставили хорошее впечатление. Как и направление кураторов на работу с беларусским искусством. Однако возникают другие вопросы: как все же в дальнейшем будут использоваться новые выставочные пространства? Что могут позволить себя кураторы выставок в условиях все возрастающей цензуры? Да и более острое: кто, в целом, останется работать в музее? Все эти вопросы сейчас не отделимы от плановых и внеплановых культурных событий и открытий новых площадок.

К слову, на первом этаже нового корпуса открыт арт-магазин. Судя по всему, его ассортимент пока пополняется, но здесь уже можно найти, скажем, именные альбомы беларусских современных художников из коллекции известного арт-журнала, а также сувениры с репликами произведений беларусских художников-классиков  — к примеру, Ивана Хруцкого, Марка Шагала, Язепа Дроздовича.

Арт-магазин Национального художественного музея. Фото: Reform.by.
Фото: Reform.by.
Фото: Reform.by.

Как отметили работники Национального художественного, выставки в новооткрытых залах будут сменными. Следующих экспозиций следует ждать уже после 13 февраля.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!