Распятые волонтеры – не надейтесь, что оно не работает

Главное
Фото: Pixabay License

Беларусская пропаганда ничем не отличается от российской или любой другой. Суть проста – она преподносит не информацию, а ненависть, ксенофобию, агрессию, дегуманизацию оппонента. Тут и канонический уже распятый мальчик в Славянске, и убитые на границе мигранты с волонтерами. Но не стоит отмахиваться и недоверчиво усмехаться – такие подходы таят реальную опасность.

«Можно нести полную ахинею, но где-то в подсознании она все равно остается. Новости – это просто обертка», — так говорил о фейках в российских СМИ журналист и военный обозреватель Аркадий Бабченко.

Кстати, у «распятого мальчика» был «распятый дедушка». Еще в Первую мировую британская пресса тиражировала миф о том, что немецкие солдаты после сражения на Ипре захватили в плен и распяли на дереве солдата из Канадского корпуса. Зачем? Да все просто – враг должен выглядеть максимально жестоким, бесчеловечным. Лучше даже изобразить его вовсе утратившим человеческие черты. Это называется дегуманизацией. Враг должен быть настолько омерзителен, чтобы его не жалко было уничтожать.

«Людей целенаправленно готовили убивать», — заявил сегодня Александр Лукашенко на встрече с активом Гомельской области, ссылаясь на рассказ беглого польского военнослужащего Эмиля Чечко.

«Вы заметили — он рассказывал о том, что они по пьяни убивали не только беглых этих бедолаг — мигрантов, но и своих поляков, которые помогали этим беженцам — волонтеров», – цитирует Лукашенко его пресс-служба.

«Вы думаете, только для того, чтобы в Польше убивать? Нет. Не хотелось бы очень. Но это я имею в виду и ориентирую людей в погонах, чтобы мы учли этот фактор. Скорее всего, они готовили убивать чужих людей в другом государстве. В каком? Поживем — увидим. Пусть попробуют».

Читайте между строк. После угрозы «пусть попробуют», вопрос «в каком?» становится уже риторическим. Всем понятно, в каком. Это еще один пропагандистский прием. Называется «навешивание ярлыков». Используется для того, чтобы вызвать у публики страх или предубеждение по какому-либо поводу.

Манипуляция массовым сознанием — один из известных способов управления людьми с помощью создания соответствующих условий. Одно из них – опасность. В данном случае – вооруженные люди, готовые и умеющие убивать. И они совсем рядом. У наших границ. И они могут прийти к нам.

Глупо задавать вопросы о том, где тела массово убиваемых мигрантов и волонтеров. И почему их не нашла польская полиция, не начала расследование. По умолчанию ведь понятно, что она в сговоре со спецслужбами.

«Ни одна гуманитарная организация не заявила о пропаже своего волонтера, который пытался помогать мигрантам. Это высосанная из пальца история», — говорил замминистра внутренних дел и администрации Польши Мацей Вонсик. Но кто ж ему теперь поверит, ведь известно уже, что тела убитых прямо на месте съедали голодные волки.

Критическое мышление легко отключается с помощью эмоций. Ведь погибли ни в чем не повинные люди.

Все эти приемы позволяют продвигать нужную повестку – островок стабильности, окруженный морем врагов. И что нужно сделать обществу, чтобы выжить? Верно, сплотиться вокруг вождя. На это, в конечном счете, и направлены все усилия любой пропаганды. Не только беларусской.

И не надейтесь, что оно не работает. Не важно, сколько там фактов останется в памяти обывателя: раз говорили, значит, наверное, что-то было.

Но, как у любой медали, и у пропаганды есть обратная сторона. Все эти «мерзавцы», «предатели», «убийцы» и «уничтожить их всех», несущиеся сегодня из каждого пропагандистского утюга, снижают планку критериев добра и зла в самом обществе. И не только по отношению к гипотетическому врагу. Дегуманизация никогда не работает только в одну сторону. И расчеловечивает всех вокруг. Своих и чужих, без разбора.

***

Мнения и оценки авторов материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: