Консенсус найден по всем 28 союзным программам. Об этом заявил первый вице-премьер беларусского правительства Николай Снопков. Он рассчитывает, что 9 сентября Александр Лукашенко и Владимир Путин одобрят представленные им документы.
«На данный момент консенсус найден по всем 28 союзным программам, мы вышли на финишную прямую. Я очень надеюсь, что президенты двух стран в ходе встречи 9 сентября оценят нашу работу: готовы ли программы к подписанию в том виде и в тех конструкциях, в которых они на данный момент представлены правительствами», — сказал Николай Снопков в «Главном эфире» беларусского телевидения.
Первый вице-премьер, характеризуя экономический эффект от реализации программ, не стал использовать слово «выгода». По его мнению, главный эффект от них — устойчивость.
«Вот, честно говоря, я не применял бы, может быть, даже слово выгода, я бы лучше, наверное, применял слово устойчивость, устойчивость экономического развития и устойчивость совместного экономического развития. Оно на данный момент важнее. Мы наблюдаем, насколько агрессивна внешняя среда, насколько активно развивается внутристрановой или внутриблоковый протекционизм. Поэтому логично двум странам, которые уже давно в таком экономическом союзе, еще более объединить усилия, объединить материальные и интеллектуальные ресурсы для устойчивого развития как совместного, ну и, соответственно, каждой страны отдельно взятой», — отметил Снопков.
По его словам, программы формируются на основе трех базовых элементов: цель, направление и результат. Снопков добавил, что целью всех программ является создание равных стартовых условий для субъектов хозяйствования двух стран. Механизмом реализации будет унификация законодательств двух стран. Снопков заверил, что она будет идти не на основе российских документов, а на основе лучших практик, в том числе и тех, которые не применяются сейчас в двух странах. В качестве примера такой программы он привел максимальную локализацию в промышленности.
«Нам очень важно сегодня унифицировать локализацию производств российской и беларусской продукции в наших странах, чтобы мы понимали, какой уровень локализации должен быть. Это способствует, во-первых, выполнению давнего поручения президента по импортозамещению, потому что мы должны по каждому товару понимать: 30%, 40%, 50%, 60% в нем находится комплектующих Беларуси или Российской Федерации. Соответствующим образом на основе этого критерия этот товар будет открыт для российского рынка. И наоборот, надо понимать, что и наоборот. Здесь будет иметь место внутренняя конкуренция, соответственно, она будет подвигать наших производителей развиваться», — объяснил первый вице-премьер.
В сфере аграрной политики предполагается создание правил ограничения перемещения товаров между странами. Снопков выразил уверенность, что Беларусь и Россия смогут найти подходы, которые будут справедливы с точки зрения оценки ветеринарных и санитарных качеств продукции.
Снопков также заверил, что ни суверенитет, ни независимость от реализации программ не пострадают. Он назвал такую полемику странной.
«Две страны уже давно работают в рамках Союзного государства и определили приоритетом прежде всего строительство экономического фундамента. К двум государствам очень ревностно относятся со стороны третьих стран, сегодня мы наблюдаем агрессивное санкционное давление на нас и Россию. Логично, когда два государства объединяются в усилиях экономического сопротивления нездоровым третьим силам. Какой суверенитет? При чем тут суверенитет? При чем тут независимость? Она была, есть и будет. Речь идет исключительно о выстраивании экономической мощи двух стран, конечно, двух стран, поэтому интеллектуальный потенциал, материальные ресурсы, природные возможности, в конце концов — это тоже элемент важный, их нужно объединять для того, чтобы сопротивляться, и для того, чтобы расти», — сказал он.
Николай Снопков сообщил, что программа по созданию единого рынка газа готова. При этом из его слов следует, что стороны договорились в следующем году договориться об определении условий его работы.
«Карта готова. В основе карты — определение в следующем году однозначных, понятных обеим сторонам принципов и подходов функционирования объединенного рынка газа. Сегодня мы констатируем, что наша цена на газ лучшая по сравнению со всеми странами СНГ, по сравнению с Европейским союзом. Она для нас сегодня комфортна. Что в дальнейшем будет? Вот эти принципы и должны определить, потому что рынок волатилен: сегодня мы наблюдаем за 600 (долларов, — прим. Reform.by), в прошлом году мы наблюдали в шесть раз меньше. Поэтому вот эти принципы должны сформировать правильное реагирование цены в условиях Союзного государства. Наверное, некая формула, не берусь пока браться за эксперта, вполне возможно, формула, с тем, чтобы у нас сохранялась наиболее комфортная цена», — заключил он.