Экс-глава Парка высоких технологий и экс-претендент на пост президента Беларуси Валерий Цепкало является, по мнению Александра Лукашенко, агентом российских спецслужб. Об этом Лукашенко заявил на «Большом разговоре» с представителями СМИ 9 августа.
Лукашенко отвечал на вопрос о том, что бывшие его чиновники стали его политическими противниками, и крайне негативно высказался об экс-министре культуры и дипломате Павле Латушко, сказав, что тот был «не его», а протеже главы МИД Владимира Макея. А вот Валерий Цепкало, по словам Лукашенко, действительно назначался на посты по его инициативе. При этом Лукашенко заявил, что Цепкало — креатура спецслужб России, созданная в то время, когда Сергей Степашин возглавлял ФСК (ныне ФСБ).
«Он же был помощником у Шушкевича (Станислава Шушкевича, главы Верховного Совета, — прим. Reform.by), националиста. Шушкевич о нем очень плохо говорит. Я могу представить документы, где он характеризует Цепкало. Он честно характеризует Цепкало, каким он был. Тогда он закончил МГИМО в Москве, и Степашин подставил его тогда к Шушкевичу. Я это нормально понимаю, потому что эти нацмены рвались к власти в Беларуси, и они внедрили Цепкало туда. Но когда они увидели, что нет Шушкевича, нет Позняков, национального крыла, они отвалились… В это время, первые выборы, Цепкало попадает куда? К Лукашенко. Я потом только узнал, что Степашин его подбросил в лагерь Лукашенко, не чтобы там воевать, а они меня не знали вообще и видят, что я могу стать президентом — ну, надо в этом лагере иметь своего человека. Кебич мне подсунул Федуту (Александр Федута, политтехнолог, ныне политзаключенный, — прим. Reform.by), а Степашин — этого», — сказал Лукашенко.
Тем не менее, говорит Лукашенко, он тогда оценил Цепкало и нашел ему место в своей предвыборной команде (где было, по его словам, 8-10 человек).
«И когда победили, сказал: ты будешь работать здесь вот. Он: хорошо-хорошо. Со всем соглашался. А потом я понял, как он у меня появился», — говорит Лукашенко.
Позже, по его словам, понимая, что держать Цепкало вблизи нельзя, и учитывая его заинтересованность «компьютерами», Лукашенко отправил его работать в этой сфере.
«Потом да, я его отправил, он занимался лично, немало времени уделял компьтеру, скажем так, никакой там цифровизации не было. Я ему говорю: так, пойдешь туда. Но главную роль в этой цифровизации играл Семашко, нынешний посол в России. Он по моему поручению формировал все нормативно-правовые акты, а Цепкало ходил за ним. Вот я его туда отправил. Но сохранил в должности помощника. Он возглавлял администрацию Парка и был помощником президента, чтобы усилить на первых шагах эту должность. А потом коррупция, он начал лично заниматься много вопросами — ну, мы его спокойно отвели. Он поблагодарил бы, что в тюрьму не попал. Ну, он выбрал этот путь», — отметил Лукашенко.
Он добавил, что ему обидно, что Цепкало выбрал такой путь, но это не является для него трагедией, потому что его «много-много раз предавали», и он с этим смирился и понял, что «такова жизнь».