«Я предполагаю, что с вами могли сделать. Просто держитесь и переживите это»

Главное
Роман Протасевич. Скриншот брифинга 14 июня

По словам задержанного по уголовному делу экс-редактора Nexta Романа Протасевича, он считает себя виноватым перед государством и сотрудничает со следствием, чтобы искупить эту вину. Он заявил, что как журналист разочаровался в околополитических проектах, которые оказались не соответствующими его идеалам, и сейчас хочет помогать своей стране, хотя и не изменил своих политических взглядов. Об этом всем Роман говорил во время пресс-брифинга в понедельник.

По словам Романа, его никто не принуждал к сотрудничеству со следствием и выступлению перед журналистами, а также никто ничего за это ему не обещал.

«Никакого торга со следствием и чего-то подобного у меня не было. Любое мое участие, в том числе в этом мероприятии, является чисто добровольным, точно так же, как и интервью господину Маркову. Меня никто не принуждает. И точно так же меня никто и никогда не принуждал к полному сотрудничеству со следствием. Это исключительно мой выбор и исключительно мое решение», — подчеркнул Протасевич.

Журналист спросил, зачем в таком случае Роман все это делает.

«Дело в том, что эти мои действия — я имею в виду сотрудничество со следствием (не выступления, выступления — это исключительно мое собственное желание, я в любой момент мог отказаться) — связаны с тем, что я понимаю, какой урон я нанес не только государству, но и стране. И сейчас я хочу сделать все, что в моих силах, чтобы исправить эту ситуацию.

Я знаю, что в интернете пишут, мне, в общем-то, даже давали почитать сводки телеграм-каналов и так далее, и я знаю, что многие уже меня называют чуть ли не предателем. Знаете, моя совесть абсолютно чиста. Я никого не предаю и никого не сдаю. Я сотрудничаю со следствием, я помогаю следствию, помогаю своей стране и намерен помогать дальше», — заявил Протасевич.

Далее он сказал, что хочет рассказать предысторию и пояснить, почему пришел в журналистику. По его словам, он разочаровался в околополитических проектах.

«Мой самый большой страх — я боюсь умереть, осознав, что я не успел в этой жизни сделать ничего для людей. Именно из-за этого я еще в 2012 году пришел в журналистику и за все эти годы написал сотни, а то и тысячи материалов, поездил по разным странам мира. И даже когда я пришел во всем известный проект Nexta, я занимался журналистикой. С профессиональной точки зрения я даже рад, что приложил руку к такому мощному проекту, который я, будучи главным редактором, всего за год сделал самым читаемым русскоязычным СМИ в мире, по состоянию на август. Все эти месяцы я работал, я благодарен той команде, которая меня окружала, это отличные люди. Я действительно всегда искренне верил в то, что я делал, потому что я делал это исключительно из собственных убеждений, я никогда не получал больших денег и никогда не преследовал политические интересы какой бы то ни было страны. 

Мой уход из Nexta был связан с тем, что я видел, какие процессы происходят, и боялся, что Nexta пойдет по пути всем известной Хартии-97: начнет терять аудиторию, станет более желтым, будет ввязан в политические игрища и так далее. Я надеялся, что я приеду в Вильнюс, буду работать при штабе Светланы Тихановской и встречу таких же идейных и свято верящих в некие идеалы людей. И первые пару месяцев я действительно видел вокруг себя много людей таких же, как и я, искренне верящих в то, что они делают. Но, к сожалению, позже ситуация стала сильно меняться, и чем меньше стали протесты, тем больше началось внутренних распрей, каких-то непонятных мне политических игр, которых я всегда пытался избежать. И то, что происходило с конца осени и до сих пор, оставило меня в очень глубоком разочаровании. Я свято верил в какие-то идеалы, в то, что все возможно, и в принципе это просто мое разочарование.

Я вообще хотел уйти и из телеграм-каналов, и из политических движений, я хотел просто быть фотографом Тихановской и на этом все. Хотел уйти из этих политических распрей, потому что мне это абсолютно чуждо. 

Тут важно сделать одну ремарку. Я не изменил своих политических взглядов. Я могу открыто сказать перед всеми камерами, что я не буду политическим сторонником президента (Лукашенко — прим. Reform.by). Да, я его уважаю как человека, который смог выстоять перед всем тем натиском, который начался летом и продолжается до сих пор. Но я не буду его сторонником. Я не говорю о том, что я полностью перехожу на сторону государства. Я рассказываю причину того, почему в том числе я сотрудничаю со следствием. И никто меня дополнительно ни в чем не убеждал, на мне нет каких-то электрошокеров, мне не колят сыворотку правды, ничего. Зачем мне это? Вы не верите, что я говорю искренне? Если не верите, так и скажите», — заявил Протасевич.

Тишину перебила журналист БелаПАН Татьяна Коровенкова.

«Я не верю. Мне сложно представить, Роман, что вы пережили в последние недели. Я искренне вам сочувствую. И вам, я думаю, так же искренне сочувствуют очень многие люди в Беларуси и очень многие ваши коллеги. Всему, что вы говорите, я не верю. Потому что я предполагаю, что с вами могли сделать. Просто держитесь и переживите это», — сказала журналистка.

«Я предполагаю, что с вами могли сделать. Просто держитесь и переживите это»
Татьяна Коровенкова (стоит с левого края предпоследнего ряда), скриншот

«Вы знаете, в принципе, со мной все в порядке. СИЗО — это, конечно, не квартира в Вильнюсе, но со мной все хорошо и со мной все в порядке. И я скажу более того, я понимаю, почему я нахожусь под следствием, я понимаю, за какие преступления, в которых я признался, мне придется отвечать», — сказал Роман Протасевич.

В конце брифинга журналист поинтересовался у него, что за уникальную информацию он предоставляет следствию. Роман отметил, что это информация «в самых разных направлениях».

«Может быть, я надеюсь, если мне дадут еще одну возможность встретиться со всеми вами, то мы побеседуем уже более детально на такие темы», — сказал Протасевич.

Также на брифинге Протасевич заявил, что «прекрасно себя чувствует». Кроме того, он подтвердил, что за ним следили в аэропорту Афин перед вылетом в Вильнюс. Также он и глава СК прокомментировали инфомацию о том, что допрос Романа разрешат провести представителям так называемой ЛНР.

Отметим, вскоре после начала организованного МИД брифинга ряд дипломатов, в частности из посольств Австрии, Италии, США, Польши, представительства ЕС, и других иностранных участников покинули зал конференции, пишет «Радыё Свабода». Они не пожелали участвовать в мероприятии, где Протасевич, как они считают, участвует под принуждением и скажет все, что его заставили сказать.

«Мы только что ушли. Не участвуем в этом, так как он [Протасевич — прим. Reform.by] очевидно под принуждением», — написал в твиттере журналист ВВС Джона Фишер.

«Я предполагаю, что с вами могли сделать. Просто держитесь и переживите это»

Напомним, Романа Протасевича, журналиста и экс-главреда телеграм-канала Nexta, и его девушку Софью Сапегу задержали в Беларуси 23 мая после того как самолет Ryanair, на котором они летели из Афин в Вильнюс, экстренно сел в Минске из-за сообщения о бомбе на борту. На Романа в Беларуси заведено несколько уголовных дел, связанных с протестами после президентских выборов в августе прошлого года. КГБ внес его в список лиц, причастных к террористической деятельности. Сейчас Роман содержится в СИЗО №1 на Володарского. Он признан политическим заключенным. Ему предъявлены обвинения по трем статьям УК.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: