В сентябре двое жителей Витебска, отец и сын Виталий и Владислав Кузнечики, пытаясь скрыться от преследования милицией из-за участия в протестах, перелезли через забор посольства Швеции в Минске и остались там. Посольство не выдало их силовикам. Но и свободы мужчины не получили. Прошло уже девять месяцев — и, как оказалось, Кузнечики до сих пор живут на территории дипмиссии. Сюжет о них выпустил российский телеканал «Настоящее время».
Виталий и Владислав Кузнечики попали в посольство 11 сентября. За несколько дней до того они участвовали в акции протеста в Витебске. Остались видеозаписи, где видно: силовики повалили Кузнечика-старшего на землю, распылили ему в лицо слезоточивый газ, начали избивать. Сын бросился отбивать отца, и ему это удалось. Мужчины убежали. Вскоре они узнали, что против них завели уголовное дело о насилии в отношении силовиков, заметили слежку и скрывались. 11 сентября они пришли к посольству Швеции и позвонили в звонок, просили убежища, но их отказались впускать. Тогда они перелезли через забор, спрятались на территории и записали обращение, пока посольство окружал ОМОН.
Мужчин не выдали. Они просили политического убежища, но им объясняли, что на территории посольства обратиться за убежищем нельзя — это возможно только на территории Швеции. Впоследствии, благодаря шведскому правозащитнику, уроженцу Беларуси Вадиму Дроздову, Комитет ООН против пыток прислал письмо о предоставлении обеспечительных мер, что фактически обязывает посольство не выдавать Кузнечиков беларусским властям.
На данный момент Виталий и Владислав Кузнечики все еще проживают в шведском посольстве. По словам Владислава, им выделили комнату с кроватями, санузлом, стиральной машиной, микроволновкой, чайником, всем необходимым для приготовления еды, также есть оборудование для физкультуры — турник, штанга, гири. Телевизора и компьютера у них нет — только свои мобильные телефоны. Мужчины говорят, что чувствуют себя в безопасности.
При этом Владислав Кузнечик рассказал, что у них с отцом имеются проблемы со здоровьем. У него онкология — новообразование в аппендиксе, а также частичная атрофия зрительного нерва, мужчине требуются обследования каждые полгода. У его отца недавно были сильные боли в животе и повышенная температура, он неделю не мог есть. Но в посольстве у них нет возможности получить медицинскую помощь.
Тем не менее, говорит Владислав, они не планируют покидать территорию посольства до изменения ситуации. Изначально они не предполагали, что им придется оставаться в посольстве так долго, но сейчас другого выхода у них нет: им грозит тюрьма.