Олимпийский чемпион, экс-депутат и экс-глава Беларусской федерации легкой атлетики Вадим Девятовский и его брат, бывший главный тренер национальной сборной по водным лыжам Олег Девятовский в августе попали под массовые задержания и оказались на Окрестина, где были подвергнуты насилию. Это подтолкнуло Олега к попытке суцида, а Вадима — к громким заявлениям против Лукашенко и нервному срыву, пишет Tribuna.com.
Вадим Девятовский возглавлял БФЛА с 2014 года, с 2012 по 2019-й был депутатом парламента и всегда позиционировал себя как преданного сторонника действующей власти, не раз выступал в поддержку Александра Лукашенко. Однако после выборов что-то заставило его иначе посмотреть на ситуацию.
14 августа Девятовский ответил на призывы спортсменов выступить против насилия постом в Facebook: написал, что беларусы должны сохранить страну и не поддаваться на провокации, что насилие было и со стороны протестующих, и со стороны силовиков, и отметил, что сейчас разбирается по одному такому эпизоду, который «его сильно зацепил и где была стерта грань разумного».
Но уже спустя неделю на странице Девятовского появилась запись «Лукашенко — не мой президент». В комментариях СМИ спортивный чиновник подтвердил, что это действительно его позиция, при этом был крайне расстроен, отмечали журналисты. По гостелеканалам заявили, что Вадим написал свой пост под давлением и госпитализирован в состоянии нервного срыва. Сам он вечером того дня снова связался со СМИ и сказал, что заявление в Facebook сделал по просьбе брата Олега. И в тот же вечер стала появляться неподтвержденная информация о госпитализации Олега Девятовского после попытки суицида.
После этого Вадим Девятовский пропал из публичной жизни и перестал выходить на контакт со СМИ, хотя раньше охотно общался с журналистами. Через месяц был назначен новый председатель БФЛА — тяжелоатлет Иван Тихон. Девятовский пояснил, что он больше не может выполнять обязанности по состоянию здоровья и семейным обстоятельствам.
Журналист «Трибуны» Дмитрий Руто выяснил, что произошло с братьями Девятовскими и привело к таким изменениям в позиции и жизни экс-главы БФЛА (к слову, сдать статью Руто успел прямо перед своим арестом на 15 суток). Как пишет издание, люди, очень близкие к Девятовским, по прошествии времени решились рассказать о нескольких событиях, которые и стали причиной перемен.
Как сообщили источники «Трибуны», в августе 2020-го, в послевыборные дни, Вадим и Олег Девятовские сидели в кафе в центре Минска, когда рядом начался «хапун». Как тогда часто бывало, люди пытались спрятаться от силовиков в том числе в кафе, но те забегали следом, хватая иногда всех без разбора. Так были задержаны и Девятовские. Их вместе с остальными в автозаке доставили на Окрестина. Там Девятовские были подвергнуты «физическому и моральному насилию», пишет издание. Потом их отпустили без составления протоколов. После случившегося, по информации «Трибуны», Олег Девятовский и совершил попытку суицида — перерезал вены, его госпитализировали в критическом состоянии.
Именно это крайне сильно повлияло на Вадима Девятовского. Известно, что они с братом, который на три года старше, всегда были очень близки, тот был его первым тренером, помог ему справиться с потерей их отца в 2000 году (Вадиму тогда было 23 и он был на своей первой Олимпиаде). Вадим говорил, что брат для него «непререкаемый авторитет».
По информации «Трибуны», Вадим Девятовский узнал о попытке брата покончить с собой утром 21 августа, это глубоко шокировало его, и именно после этого он написал «Лукашенко — не мой президент». У него действительно начался нервный срыв, и его госпитализировали в РНПЦ психического здоровья в Новинках. Там он оставался довольно долго, впервые появившись на публике только 24 сентября на конференции БФЛА по выбору нового председателя. Сейчас он не контактирует с прессой и не ответил на все звонки и сообщения от «Трибуны».
Олег Девятовский, по данным журналистов, с трудом выжил и провел в больнице несколько недель. Он стал вести еще более закрытый образ жизни, чем ранее, и также не вышел на связь с журналистами. Известно, что он ушел с поста генерального секретаря федерации воднолыжного спорта, но не из самого спорта — так, в июне он должен быть судьей на международном турнире по воднолыжному спорту в родном Новополоцке.